О суевериях и предрассудках о суевериях и предрассудках. Откуда произошли современные суеверия? Суеверия и предрассудки

Русским суеверия свойственны в той же самой степени, что и представителям других национальностей, так как вера в приметы характерна как для народов с традиционным мировоззрением, так и для населения «развитых» стран. Суеверия в России можно условно поделить на два основных типа: исторические и повседневные. Исторические имеют пусть слабеющие, но всё ещё прослеживаемые корни с языческой картиной мира древних славян. Тогда как повседневные приметы в большей степени являются данью моде, личному опыту и периодически появляются и исчезают.

Русские суеверия: копни глубже – наткнёшься на язычество

Корни суеверий большинства народов современной Европы уходят в родственное индоевропейское языческое прошлое. Язычество как упорядоченная, хоть и отличающаяся сложностью и запутанностью, система восприятия мира приучала человека к мысли, что всё взаимосвязано. Мир населён различными духами, божествами, силы природы одушевлены, различные безжизненные, казалось бы, предметы, связаны между собой магическими взаимоотношениями. Поэтому практически каждое событие воспринималось как действие, способное повлиять на судьбу отдельного человека, семьи, народа и даже всего мира. Именно поэтому в язычестве приметы, соблюдение выработанных прежними поколениями ритуалов, праздники и магические действия играли первостепенную роль.

С восстановлением картины русского язычества существует серьёзная проблема: в силу отсутствия у восточных славян в дохристианскую эпоху полноценной письменности подробные сведения о языческих ритуалах, пантеоне божеств, мистических представлениях и тому подобном не сохранилось. В силу этого, например, современное славянское «неоязычество» корректнее называть «псевдоязычеством», так как оно, по сути, было выдумано заново современными идеологами.

Единственным более или менее достоверным источником сведений о славянском язычестве могут считать только народные праздники, сохранившие в себе множество отдельных элементов прежних, дохристианских верований и обрядов. И если изучить эти праздники внимательнее, то окажется, что практически все известные народные приметы и суеверия так или иначе связаны с календарными событиями и приуроченными к ним обрядами. Эти обряды были связаны с представлениями о смерти (особенно почитался культ предков, которых нужно было почитать, дабы получить от них помощь и защиту от злых духов) и о жизни (множество ритуалов, направленных на обеспечение плодородия и тому подобное).

Современные русские приметы и суеверия – в ногу с миром

Впрочем, в настоящее время русские суеверия оторвались от собственных корней и всё больше напоминают общемировые приметы. Это закономерный процесс: традиционные праздники сохранялись и передавались из поколения в поколение в первую очередь среди сельского населения. За последнее столетие Россия фактически перестала быть аграрной страной, подавляющее большинство населения живёт в городах. Городская культура это культура, подверженная мощному влиянию глобализации, когда национальные различия стираются, и на их место приходит общий интернациональный контент. Не исключение в этом плане и бытовое суеверие. Однако пока что ещё сохраняются довольно многие глубоко въевшиеся в наши привычки прежние приметы. Вот некоторые из них:

Музей русских суеверий – Баба-Яга и кикимора в роли экспонатов

В России существует даже специальный Музей русских суеверий, который призван россиянам напомнить, а иностранцам презентовать во всей красе, народные суеверия, приметы, персонажей сказок, былин и легенд. Причём расположен этот музей, по иронии судьбы, в самом западном регионе России, в Калининградской области – то есть фактически на не русской земле, а в окрестностях древнего прусского города-крепости Кенигсберга, в 1945 году включённого в состав СССР. Впрочем, ни самому музею, ни его экспонатам и посетителям, ни его основателю, художник и резчику по дереву Михаилу Семёнову, данное обстоятельство не мешает. Основал Семёнов данный музей в 2002 году в районе посёлка Лесное на Куршской косе, а в 2008 году коллекция музея переехала в посёлок Янтарный.

В 2012 году экспозиция вернулась на Куршскую косу и заняла специальное помещение – отдельный дом, стилизованный под старорусскую избу. Собственно, концепция Музея заключается в наглядном представлении всех тех сказочных мистических персонажей и народных примет, которые многим известны лишь на словах. Михаил Семёнов лично вырезал из дерева около 80 скульптурных изображений подобных персонажей, начиная от Змея Горыныча и заканчивая Водяным. Помимо этого, в музее представлена экспозиция примет и суеверий: на каждую обозначенную примету приходится какая-то иллюстрация и объяснение, содержащее значение и происхождение данной приметы.

Александр Бабицкий


Шашкина Анастасия Вячеславовна

Шашкина Анастасия, исследовала очень интересную проблему. Эта тема представляет неподдельный интерес, потому, что основные мотивы славянской мифологии до сих пор составляют значительную часть многих бытующих и по сегодняшний день в славянской среде обрядов и обычаев. Более того, языческие мотивы оказали заметное влияние на развитие языка художественной литературы, а значит, и на развитие русского литературного языка в целом

Работа проиллюстрирована, грамотно оформлена. Тема имеет непосредственное отношение к урокам литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Русские суеверия в художественной литературе .

Выполнила

Шашкина Анастасия

ученица 8 «В» класса

МОУ Школы №90

Советского района

Руководитель

Стеклянникова Г.О.,

Учитель

Русского языка и литературы

Самара, 2009.

I. Вступление. 2-3

Суеверия как основа крестьянского мировоззрения. 4-8

Взаимосвязь славянской мифологии и литературы. 9-16

III. Заключение. 17

IV. Библиография. 18

I. Вступление

Что такое "русские суеверия"? В сущности, они до сих пор окружают нас в

обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных нам поговорках, пословицах, приметах, действиях. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим - "Не было печали, да черти накачали", а совершив необдуманный поступок - "Черт попутал". Потерявший нужную вещь нередко призывает: "Черт, черт, поиграй да отдай!" - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более

не всегда веря в существование черта, играющего похищенными вещами.

В одной из книг, посвященных жизни русской провинции середины XIX века, упоминается множество примет, которые издавна "в ходу по всей земле русской". "Приметы общи не только низшим слоям нашего общества, но и среднему его кругу", - констатирует автор, приводя как вполне актуальные для XIX века наблюдения летописца Нестора: "Мы только словом нарицаемся христиане, а живем по-погански. Верим встрече: если кто черноризца встретит или попа, или коня лысого, или свинью (выйдя из дому), то возвращается. Не поганский ли то обычай? Другие верят чиханью, что бывает будто бы на здоровье голове...".

Приметы, обычаи, присловья, иногда по видимости необъяснимые, связаны с областью народных верований. Смысл многих из них можно понять, зная, как воспринимали мир наши предки. Верования, суеверия составляют одну из основ крестьянского мировоззрения, которое складывалось на протяжении столетий.

Под суевериями нередко понимаются и небольшие рассказы о покойниках, домовом, лешем, о разных сверхъестественных существах и необъяснимых явлениях. Некоторые из таких повествований (быличек) мы считаем фантазиями, "бабушкиными сказками" (и действительно, часть из них унаследована из прежнего, нередко крестьянского быта); в другие - верим, пытаемся объяснить.

Тема работы представляет неподдельный интерес, потому, что основные мотивы славянской мифологии до сих пор составляют значительную часть многих бытующих и по сегодняшний день в славянской среде обрядов и обычаев.

Языческая культура оказала большое влияние на становление и развитие христианства на Руси. Вполне возможно, что православие прижилось на славянской почве во многом благодаря слиянию язычества и религии в первые века существования последней.

Более того, языческие мотивы оказали заметное влияние на развитие языка художественной литературы, а значит, в какой-то степени и на развитие русского литературного языка в целом. Персонажи языческих мифов, а также языческие обряды и обычаи часто использовались многими русскими авторами в качестве ярких стилистических элементов, входивших в структуру произведения, в частности А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. Н. и мн. др.

Цель этой работы - исследовать особенности славянской мифологии, а так же определить, как русские суеверия отразились в художественной литературе.

При исследовании данной темы, были использованы труды Астафьева, А. Н., Даля В. И., Капицы Ф. С., Шепинга Д. О., и др., а так же произведения Пушкина А.С., Гоголя Н.В., Тургенева И. С., и др.

II. Русские суеверия в художественной литературе.

1.Суеверия как основа крестьянского мировоззрения.

В основном суеверия относятся к области так называемой "низшей мифологии"; то есть, с обычаями, связанными с нечистой силой, разнообразными духами, демонами, которые, по поверьям, могут окружать человека в повседневной жизни - дома, в лесу, в поле, в дороге. Они - "свои" в каждой деревне, в каждом ручье, болоте, лесу и, соответственно, отличаются от высших божеств, от Бога, подчинены им, являя собой как бы низший уровень верований.

Охарактеризовать "низший уровень" верований можно, лишь определив его место в комплексе народных воззрений, в крестьянском миросозерцании. Ограничимся здесь самыми общими соображениями.

Кроме поклонения высшим божествам восточнославянского пантеона (Перуну, Велесу, Дажьбогу, Макоши, и т.д. - здесь мы пока ограничимся перечислением лишь тех, названия и суть которых не вызывают противоречивых научных толкований), в историко-литературных памятниках Древней Руси упоминается о почитании славянами стихий - прежде всего воды (источников, озер, рек), огня, а также растительности, камней; часто говорится и о почитании умерших - духов предков.

Известно, что славяне почитали реки, речных нимф и некоторых других духов.

Кроме высших божеств и "живых стихий", в древнерусских памятниках есть

упоминания о существах, по-видимому, наиболее близких к теме "низшей мифологии", - об упырях и берегинях, вилах, роде и роженицах, а также о волхвах, кудесниках, чародеях.

Самые значительные весенние праздники (Пасха, Троица), как и другие большие праздники крестьянского календаря, связаны с поминовением усопших - родителей, предков. "Родители из могил теплом дохнули", - говорили крестьяне о первой весенней оттепели, словно вместе с пробуждающейся землей просыпались, начинали свободнее дышать усопшие (аналогично: "Зима установится - мертвецы спать уложатся").

Особое внимание в крестьянских поверьях уделяется необычным и опасным

покойникам, знавшимся с нечистой силой, колдунам и ведьмам, а также умершим неестественной скоропостижной смертью (убитым, самоубийцам, пропавшим без вести и т.п.). С одной стороны, таких мертвецов "не принимает земля"; они "доживают свой век",

прерванный нежданной кончиной, скитаясь по земле в своем же, лишь несколько измененном облике (иногда в облике такого мертвеца "ходит нечистый").

Люди, погибшие в пределах владений лесных и водяных духов, попадают в их распоряжение и сами становятся лесными и водяными "хозяевами"; убитый может "прорасти травой, деревом".

Почти все существа т.н. "низшей мифологии" в воззрениях крестьян - не просто духи природы или персонификации ее сил; представления о них сложны, неоднозначны, складывались на протяжении столетий.

Представим краткое описание некоторых характерных существ из славянской мифологии.

Человеку леший редко вредит. Правда "шутки лешего" бывают злые и пугают людей. Он может завести человека, собирающего грибы и ягоды, в такие лесные дебри, из которых тот не может долго выбраться, кружа по лесу, постоянно возвращаясь к одному и тому же месту. Однако леший не доводит человека до гибели. Существуют

различные проблемы избавления от проказ лешего. Так, заблудившийся человек должен раздеться, вывернуть наизнанку всю одежду и в таком виде снова одеть, не забыв при этом поменять обувь с одной ноги на другую. Если заблудились несколько человек, то все они должны поменяться одеждой. Но не всегда с лешим можно сладить. Сохраняется поверие, что в день, когда "леший бесится" (4 октября) в лес лучше не ходить. Легенды и мифы о леших сохраняются у всех народов на протяжении многих веков.

Понятия о нечистой силе и об ее разнообразных проявлениях составляют, бесспорно, тот общий фон, на котором, главным образом, покоится наибольшая масса существующих у людей предрассудков и суеверий. Все, что более или менее загадочно и что в то же время является в том или другом отношении вредным для человека, люди обыкновенно приписывают действию какого-нибудь нечистого духа (так как все они имеют свои специальные функции, или, вернее сказать, специальные районы своих действий), то все-таки это не уничтожает общей веры человека, что, во всяком случае, это дело «нечистого».

Впрочем, нельзя сказать, чтобы нечистой силе люди приписывали только вредные для людей проявления, причинение людям зла. Хотя все нечистые духи, по понятиям славян, сами по себе действительно являются существами злыми, но иногда они относятся покровительственно к тем или другим «приглянувшимся» им людям и оказывают своим любимцам различные услуги в их материальной жизни. Не говоря уже о том, что есть целый разряд лиц, которые являются как бы посредниками между людьми и нечистыми духами и у которых эти последние играют почти служебную роль, исполняя их всевозможные желания и прихоти, направленные большей частью, к вреду других людей. Но кроме этих лиц, находящихся в постоянном общении с нечистой силой, по понятиям людей, и всякому вообще человеку представляется возможность задобрить или умилостивить разгневанного почему-либо нечистого духа или заранее предотвратить этот гнев. Для этого существуют известные правила и обряды, которые можно назвать в некотором роде демонологическим культом.

По понятиям славян, происхождение нечистой силы заключается в следующем: вначале был Бог и только добрые ангелы. Но один из них, по прозванью Сатана, преисполнился зависти к Богу, и сам захотел быть таковым. Возгорелась борьба между ним и Богом, и окончилось тем, что Бог низверг Сатану в ил (болото), отчего Сатана с тех пор и стал называться Сатанаил. А его приспешники попадали с неба кто куда пришелся, и стали лешими, водяными, домовыми и прочей нечистью. Таким образом, нечистые духи завладели известными районами, в сфере которых и стараются всячески пакостить людям.

Ниже будут представлены различные обряды современных славян, показанные на примере Сургутского края .

а) Взгляды современных людей на различные церковные праздники и сопровождающие их обычаи и обряды

Святки, и в особенности канун нового года, являются временем гаданий молодежи о своей будущей судьбе. Рассмотрим главнейшие церковные праздники и периоды, начиная с крещенского сочельника.

Вечер крещенского сочельника люди называют «страшным вечером» и говорят, что в это время нужно особенно опасаться нечистой силы, которая, как бы встревоженная предстоящим водосвятием, начинает повсюду метаться и бросаться. Поэтому, придя из церкви, все окна и двери закрещивают углем или мелом. А принесенной из церкви святой водой, окропивши дом, непременно потом окропляют и скотину, потому что, по поверьям, если не окропить святой водой скотину и загородь, то в эту ночь нечистый «шибко» будет мучить скот и на завтра (в Крещение утром) его найдешь в мыле и в поту. Вместе с водой приносят также из церкви и свечку, которую еще в церкви опускают в воду и так в воде и держат все время. Эта свечка также имеет большую предохранительную силу от нечистых духов.

Также в крещенский сочельник люди всячески гадают и пытаются предсказать будущее.

На крещенье , после водосвятия, те, кто ходил на святках ряжеными, купаются в проруби, чтобы смыть с себя этот грех, так как ряженье старыми людьми считается большим грехом.

Следующим за Крещеньем праздником является Масленица - проводы зимы, которая сопровождается устройством «катушки» (ледяной горы) для молодежи и катаньем на лошадях вокруг города, в последние три недели со стороны более солидного люда. Люди пекут блины, сжигают чучело Масленицы. А в «прощенный» день (последний день масленицы) ходят «прощаться» к старшим, а также и на могилки к родственникам. После этого обряда масленица считается законченной.

Наступает великий пост. Из всех дней поста больше всего обращает на себя внимание великий четверг , который сопровождается разными обрядами и приметами, имеющими несомненную связь с нечистой силой. Например, в великий четверг, вставши рано утром, после умовения и пр., следует соскочить с трех ступенек крыльца или перескочить через три порога «взапятки» (задом): будешь весь год легким человеком, т. е. не будешь весь год хворать.

Благовещенье (25 марта) считается большим праздником. По поверьям в этот день «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет»… Точно так же спать с женой на Благовещенье считается большим грехом. Были случаи, когда попы накладывали епитимью на мужа, если в Рождество родился ребенок, так как в этом случае думают, что такой ребенок зачат на Благовещенье.

В первый день Пасхи, по поверьям, солнце на восходе «играет» - то увеличивается, то уменьшается. Многие будто бы видели это явление. Если девушка проспит Христовскую заутреню, это служит приметой, что ей достанется плохой муж. С первого дня Пасхи и до Вознесенья Христос ходит под окнами и слушает, что о нем говорят. Поэтому плевать за окно или выливать туда что бы то ни было, хотя бы даже чистую воду, нельзя: можно облить Христа.

В день Ивана-Купала собираются лечебные травы, устраиваются гулянья и гаданья.

б) Обычаи и обряды при рождении и крещении и относящиеся сюда суеверия и приметы

Еще задолго до наступления родов, женщины уже принимают некоторые меры предосторожности как для сохранения своей собственной жизни в период беременности и во время родов, так и, главным образом, для сбережения в целости своего ребенка. Беременным женщинам воспрещается перешагивать через оглоблю, голик или собаку, а равно и «пинать» собаку ногой - у ребенка может образоваться «кучерга», т. е. у ребенка будет болеть спина и гнуться назад. Также нельзя переходить через ноги беременной женщины, женщинам в положении нельзя сидеть на пороге. Беременным нельзя быть у покойника: ребенок умрет в утробе, и также нельзя быть свахой - по той же причине. За месяц или за два перед родами, приглашается бабка, которая «правит» живот и следит за нормальным течением беременности. Когда приходит время рожать, то прежде всего с женщины снимают рубашку, в которой она ходила, и надевают чистую, затем вычесывают у нее голову и волосы заплетают в косы, снимают серьги и кольца, разувают ее. Потом зажигают перед иконами свечку, которая горит все время. Как только родится ребенок и бабка уберет все за роженицей, причем «место» (послед) заворачивают в ветошку с краюшкой хлеба и зарывают в землю в подполье, бабка отправляется ко всем родным и знакомым и приглашает их к новорожденному «на чашку чая».

Пока ребенок не окрещен, в доме нельзя гасить огонь, а матери отворачиваться от ребенка на другой бок. Если новорожденный ребенок беспокоится - это дело нечистого духа, который, по мнению людей, часто подменивает ребят. В этом случае, значит, он подменил спокойного беспокойным.

При крещении ребенка наблюдают: если остриженные священником волосы ребенка, брошенные в купель, тонут - ребенок скоро умрет, а если всплывут наверх - будет долговекий. Когда бабка после крещения возвращается с ребенком из церкви, то какая-нибудь родственница новорожденного встречает их у порога дома и благословляет ребенка хлебом, после чего поднимает руку с хлебом вверх так, чтобы бабка с ребенком прошли под ним. От этого хлеба отрезают краюшку и кладут в люльку: ребенок будет спокойнее и, кроме того, хлеб предохранит его от разных напастей.

в) Свадебные обычаи и обряды

Устройство браков считается делом старших. Лишь только парень вздумает жениться или родные в тех или других видах найдут нужным его женить, собирается совет старших. На этом совете выбирается невеста. Затем на этом же совете старших выбирают сватьей.

С этого момента и начинаются свадебные обряды, которые открываются «сватовством», продолжаются «свиданьем», или «переводинами», и «девишником» и завершаются «пировьем».

Перед отправлением к венцу, жениха и невесту благословляют хлебом-солью и иконой. Жених становится посреди комнаты, а его родители, сначала отец, за ним мать, берут поочередно со стола икону и крестообразно благословляют ею жениха. То же проделывают и с хлебом. Вместе с родителями жениха благословляют и его крестные - отец и мать, каждый - со своей иконой. При этом жених кланяется им в ноги и целуется с ними. Затем жених отправляется к невесте. У нее тем же порядком происходит благословение, но не одной невесты, а вместе с женихом. Затем все едут в церковь. Впереди свадебного поезда несут невестину благословенную икону. Когда в церкви зажгут венчальные свечи, замечают, чья свеча больше сгорит, тот раньше умрет.

г) Обычаи и обряды в быту

· Как только выстроенный дом будет окончательно готов, назначается особый день для перехода и приглашаются гости. При этом в новых горницах пол устилается сеном, а у икон зажигаются свечи. Гости собираются в новом доме раньше хозяев и ждут их. Некоторое время собравшиеся молча и с торжественным видом сидят и ждут. Затем появляются хозяева, причем хозяин несет хлеб с солью и икону, а хозяйка - кошку, курицу и квашенку.

· При поездке куда-нибудь считается необходимым присесть на короткое время, причем в тот день, когда кто-то собирается в отлучку, не метут из избы, пока он не уедет и не пройдет после его отъезда часа или двух.

· Во время пожара вокруг горящего дома обносят икону, а в огонь бросают «петушиное яйцо», которое, по поверьям, петух несет перед своей смертью.

· Если потерялась собака, то нужно позвать ее по имени до трех раз через печную трубу в то время, когда из только что затопленной печки выходит первый дым, и собака явится.

· В полночь на Иванов день надо достать совершенно черную кошку, варят ее в котле. Когда кошку разварят до костей, начинают перебирать все ее кости перед зеркалом: возьмут кость, оботрут ее полотенцем, посмотрят через нее в зеркало и откладывают в сторону. Через некоторое время будто бы непременно дойдешь до такой кости, что когда станешь смотреть в зеркало, то ничего не увидишь - ни себя, ни кости. Эту косточку и берут: она имеет свойство скрывать человека вроде шапки-невидимки.

· Во время грозы зажигают свечи у всех икон и молятся Богу, при этом непременно закрывают трубу и выгоняют из дома кошек и собак, а на окна и в продушины кладут камни, т. к. думают, что через камень не может проникнуть в дом «Громова стрела».

д) Погребальные обряды и суеверия о мертвых

· Когда больной умирает, зажигают у передней иконы свечу, а на столе у постели умирающего ставят чашку с чистой водой.

· Когда человек умирает, то проходящие мимо того дома, где он лежит, легко могут заметить, как в переднем углу этого дома стоит кто-то в белом и как будто кого-то караулит… Это смерть поджидает свою жертву. Многие говорят, что видели ее «своими глазами».

· Люди очень боятся покойников и, чтобы не испытывать этого страха, употребляют такой прием: берут покойника за ноги и приговаривают: «Не я тебя, страх, боюсь, а ты меня, страх, бойся», и затем задом отходят к порогу. После этого покойник будто бы уже не будет больше внушать страх.

· Неотпетый мертвый слышит все, что происходит или говорится возле него, и лишь когда над ним в последний раз пропоют вечную память, опуская в могилу, он утрачивает всякое сознание.

· Если сделанный для покойника гроб случайно окажется длинным или если покрывало окажется длиннее гроба, это служит дурной приметой: умрет кто-нибудь из того же дома.

· Когда покойника вынесут из дома, то в передний угол, где он лежал, кладут камень.

· С кладбища обыкновенно все провожавшие тело умершего приглашаются на особое поминальное угощение, причем созывают также и нищих, которым подается три милостыни, например, три каравая, три пирога и т. д.

· В день поминок заказывают панихиду или обедню, ходят на могилы и причитают, а потом обычным порядком созывают гостей и нищих.

· Чтобы избежать тоски по умершим, берут с их могилок щепотку песка и кладут себе на грудь за пазуху.

· Вдовам не полагается носить серег. Как только умирает муж, жена сейчас же снимает с себя серьги и кольца.

· Относительно самоубийц говорят, что по своей воле человек никогда «не давится»: на него нападают черти. Но это может произойти только тогда, когда на шее у человека нет креста.

· Если покойник долго не гниет, то думают, что это или мощи, или проклятый матерью или Богом человек.

14.01.2015

Согласно опросу, который провел Институт социологии РАН, к услугам колдунов регулярно обращаются 67% россиянок и 4% россиян. 6% процентов жителей для достижения поставленных целей периодически практикуют оккультные обряды. Иными словами, почти две трети наших женщин пользуются услугами «мира тьмы», а 6 процентов наших сограждан сами являются колдунами (цифра немалая, 6% от 146 миллионного населения, это почти 9 миллионов!). Конечно, нужно понимать, что уровень «продвинутости» этих колдунов может быть минимальным, но в духовном мире даже направленность действий чрезвычайно важна. Далее еще интереснее. По сообщению главного кардиолога Москвы Юрия Бузиашвили: "Около 17 миллиардов долларов вывозятся из нашей страны на лечение за границу, и более 30 миллиардов долларов тратится на экстрасенсов, колдунов и так далее " . Ну конечно, нужно не очень придирчиво относится к этим цифрам, но осознавать, сколько на эти деньги можно было бы создать благ для нуждающихся людей, мы обязаны.

В наше время люди, вообще не задумывающиеся о Боге, в случае, если есть какая-либо потребность (чаще всего связанная с неприятностями), бегут в храм, там ставят самые толстые свечи и пытаются убедить священника в том, что их семейные проблемы спровоцированы «сглазом» и «порчей». Для некоторых простой акт возжигания свечей в храме является чуть ли не центром в их религиозной жизни. И пусть кто-нибудь попробует переставить или затушить эти свечи! По пути домой они могут забежать и еще к какому-нибудь народному целителю, который «почистит карму». Не лучше обстоят дела и со святой водой. Нередко в дни, когда в храмах служатся молебны с водосвятием, священника просят, чтобы он "побольше побрызгал" освящаемых. Я и сам, признаться, люблю покропить от души, но верить в то, что «чем больше, тем лучше» в данном случае неуместно.

Рассмотрим же некоторые виды проявлений язычества в наши дни.

1. Астрология - типично языческое явление. Древний человек после грехопадения, не имея возможности найти своим взором Божественного Творца, начал предавать особую силу бездушным и неразумным тварям - небесным светилам. Во всех языческих религиях поклонение луне, солнцу и звездам - неотъемлемый атрибут. Человек начал считать, что его жизнь зависит не от Господа, не от праведной жизни, не от исполнения Божьих заповедей, а от движения звезд на небосклоне. При этом не надо бороться со своими грехами, ведь для астролога это и не грехи вовсе, а только отличительные черты человека, родившегося под воздействием какого-нибудь светила.

2. Гадание - попытка заглянуть в будущее. Отверженный от Бога человек после грехопадения стал страшится всего, а самое страшное - это неведомое. Самое главное неведомое - это будущее человека. Законами физического мира будущее не познается. Перестав доверять Богу, отдалившись от Него, чело-век стал очень уязвим. Так на заре человечества в бесполезных и бессмысленных попытках узнать неведомое будущее и появилось гадание. Христианин должен уяснить для себя навсегда - будущее ведомо только Богу. Ни люди, ни темные силы, тайны будущего не знают. Вспомним, как пророк Даниил ответил царю: "тайны, о которых царь спрашивает, не могут открывать царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны" (Библия, Книга пророка Даниила, 2:27) . Чтобы Господь открыл будущее, нужна истинно христианская жизнь. Но и тогда Бог дает знание о будущем по Своему усмотрению и для нашей пользы.

З. Вера в сны . В языческих культурах сны это не особое время, а особый мир, в котором человек завязывает отношения с духами (вполне понятно какими). Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он в обычной жизни находится во власти страстей, беспокойства и суеты. В таком состоянии иногда на человека может воздействовать темная сила. То же происходит и во сне. Здесь этой силе еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена, сознание спит, вместо обычного сознания бодрствует подсознание. Поэтому святые отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая откровениями о будущем.

Говоря о мистической стороне сновидений, скажем, что в большинстве своем сны - это продукты нашего подсознания, в них чаще всего нет ничего потустороннего. «Вещие» сны - это не что иное, как совпадение с последующим событием. Как замечает профессор Л. Л. Васильев: «по теории вероятности так и должно быть: много снов, много событий, кое-что непременно должно и совпасть» .

4. Некрофобия - боязнь покойников и того, что с ними связано. Множество суеверий и предрассудков связано с похоронами. Этот первобытный мистический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. В языческих обществах свой покойник «помогал», чужой «нападал». При этом надо было почитать своего покойника. Покойник у язычников должен и в том мире жить не хуже, чем здесь. Вообще языческое отношение к смерти - это особый мир. К сожалению, мы христиане никак не можем избавиться от многих наследий этого «мира». Вот некоторые из суеверий, пришедшие к нам из темного прошлого. Завешивают зеркала, чтобы не увидеть в зеркале душу покойного. Оставляют возле портрета покойного рюмку с куском хлеба, кладут еду на могилу покойного (чтобы смог подкрепиться в «том мире»). Все это конечно языческие суеверия, ничего общего не имеющие к христианскому отношению к смерти и представлениям о загробной жизни.

Некоторые суеверия и предрассудки характерны, к сожалению, и для верующих воцерковленных людей.

5. Технофобия - боязнь продуктов технического прогресса. «Приверженцы» этого течения считают, что компьютеры, банкоматы, интернет и т. д. - это от лукавого. Такие люди активно способствуют распространению всяких слухов о близком конце света, занимаются борьбой со штрих-кодами, ИНН и тому подобным.

6. Ксенофобия - боязнь чужого, иностранного. Ксенофобия, как правило, сочетается с национализмом и невежеством. Незнание церковной истории, полноты христианской традиции, недостаток развития общего кругозора, остаток советского сознания «осажденной крепости» породило очень популярную церковную ксенофобию. Представители этого неоязыческого течения всегда «заточены» под политику. Они главные антиэкуменисты, главные антиамериканисты, везде видят происки евреев, масонов и ЦРУ. Несомненно, у нашей страны, как и у любой великой державы, немало внутренних и внешних врагов. Но перекладывать библейские сюжеты на политическую злободневку, трактовать древние пророчества как образы сегодняшней геополитической борьбы, абсолютно не зная истинных Божественных промыслов, просто безумие. Представители этого течения любят во всем хвалить «свое» (хотя в некоторых случаях откровенно нечем хвалится) и безудержно ругать все иностранное, зачастую не отделяя зерна от плевел и вместо здорового разумного патриотизма, получается какой-то лубок. Типично языческий образ. В язычестве свои боги (родовые божества), опора на своих предков (души своих умерших предков помогают, души чужих предков «упыри» и «навии» - нападают) и т. д. В христианстве нет бога русских, бога китайцев, бога американцев - есть один Бог-Творец земли и неба, Бог и друзей, и врагов, и всего сущего. Прекрасно сказал об этом апостол Павел: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» . (Библия, Послание к Колоссянам 3:8-11). Очень любят адепты данного направления лозунги типа «только в России спасутся», «только Россия устоит перед антихристом» и прочее в таком же духе. В Писание ни разу не упоминается слово «Россия» или «русский» (что не означает, кстати, отсутствия Божественного промысла о нашей стране), тем более о какой-то особенной роли нашей страны в деле частного или всеобщего спасения. Приводя высказывания каких-то святых на эту тему, забывают о нескольких очень важных вещах. Во-первых, будущее из-вестно только Богу и никому иному, Сам Господь однозначно об этом говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Евангелие от Матфея 24:36). В Древнем Израиле волю Господа о грядущем возвещали пророки, были также пророки и в первые века христианства. Ко времени принятия нашей страной святого Крещения, никаких пророков уже не было, как никогда не было их впоследствии и на Руси. Были святые люди, которые иногда высказывались о судьбах Отечества, но они хоть и, безусловно, имели особый дар предчувствия, все-таки могли и ошибиться. Это не значит, что к предсказаниям святых мы должны относиться без внимания. Конечно, со вниманием, и с очень большим, эти люди своей святой жизнью являли великие чудеса. Но все же нужно понимать, что корме Господа Бога никто достоверно будущее знать не может, ибо сам Господь и есть Творец и будущего, и прошлого, и настоящего. Во-вторых, известно, что святые далеко не всегда что-то сами писали. Иногда их высказывания, «передаваясь из уст в уста», доходят до нас в искаженном виде (иногда имеет место просто фальсификация, иногда неправильная интерпретация, слова, вырванные из контекста, «обрастания» реальных слов и фактов мифами). В третьих, несмотря на тысячелетия святой веры в нашей стране, давайте, положа руку на сердце, честно ответим себе на вопрос - какой процент наших граждан ведут собственно христианский образ жизни (регулярно посещают богослужения, исповедаются, причащаются, читают Святое Писание, занимаются богоугодными делами и т. д.)? И ответив себе, подумаем, достойны ли мы встретить Спасителя в Новое Пришествие?

Конечно, христианин может и должен быть патриотом и добросовестным гражданином. Но лучше для всех нас не рассуждать о том, что там нам готовит день грядущий в глобальном масштабе, а приносить пользу своей стране и своему народу на своем конкретном рабочем месте. Тогда и в масштабе всей страны, глядишь, и жизнь станет лучше. И ни в коем случае не надо хвалиться национальной избранностью, нужно понимать, что немало и у нас хорошего, но и у других народов и стран есть чему поучиться. Опять же Писание нам говорит об этом: «и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Евангелие от Матфея, 3:9).

Христианство несет в себе главный и основной смысл - спасение человека через Господа нашего Иисуса Христа. Оно не может быть национально-политическим клубом, движением за социальную справедливость или еще за что-нибудь. Страны, народы, текущая и вечно изменяющаяся политическая обстановка - все это пройдет и будет, по словам апостола, «новое небо и новая земля» (см. Библия, Книга «Откровение», 21:1), будет что-то принципиально иное. Вечным и неизменным был, есть и будет только Господь.

Суеверий, практик и предрассудков языческого толка существует намного больше, чем описано в данной статье. Христиан должен быть всегда душевно внимателен к своим поступкам, мыслям, действиям. Он должен раз и навсегда сказать «нет» внутреннему язычеству, закравшемуся в мысли и сердце, и доверить свою жизнь исключительно Богу.. Ну конечно, нужно не очень придирчиво относится к этим цифрам, но осознавать, сколько на эти деньги можно было бы создать благ для нуждающихся людей, мы обязаны.

В наше время люди, вообще не задумывающиеся о Боге, в случае, если есть какая-либо потребность (чаще всего связанная с неприятностями), бегут в храм, там ставят самые толстые свечи и пытаются убедить священника в том, что их семейные проблемы спровоцированы

Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] Сергеева Алла Васильевна

§ 12. Приметы, суеверия, предрассудки

«Привычку не переделаешь»

Народная мудрость

Для европейца знание этого предмета, может быть, и не имеет особой практической ценности, но в России позволит вам легче «войти» в русскую жизнь и не задавать лишних, а иногда и бестактных вопросов.

Надо признать, что русские очень суеверны, и эта черта их характера, вероятно, унаследована еще от языческих предков. Привычки и ментальность язычников были настолько сильны, что не стерлись даже под напором тысячелетней истории христианства. По мысли Н. Бердяева, «в России духи природы еще не окончательно скованы человеческой цивилизацией… В русской природе, домах и людях часто чувствуется таинственность, чего нет в Западной Европе, где природные духи скованы и прикрыты цивилизацией…».

Почему так случилось? Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека. Вспомним особенности природы, сурового климата, историю страны, византийскую склонность русских к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.

Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит.

Например, вы пришли в гости, хозяева открывают дверь. Вы протягиваете руку для приветствия, а они с улыбкой говорят: «нет, нет, через порог нельзя», вводят вас в квартиру и только потом здороваются. Если для французов самый тяжелый день - это пятница 13 числа, то для русских - понедельник, тем более 13 числа. Этому есть физиологическое объяснение: после отдыха и расслабления в выходные дни организм с трудом перестраивается на рабочий ритм.

Но знаете ли вы о том, что в понедельник россияне стараются не начинать серьезные и важные дела? В этот день они долго «раскачиваются»: врачи стараются не назначать сложные операции, капитан постарается не выводить корабль в море, бизнесмены попытаются перенести подписание договора на вторник. В этот день стараются не давать деньги в долг, не начинают нового предприятия.

До сих пор многие русские боятся дурного глаза (отсюда «сглазить») и для защиты от него носят крест на теле или булавки в швах одежды (особенно женщины).

Часто русские боятся испугать и прогневить судьбу, боятся чужой зависти и т. д. Если вдруг русский человек рассказывает о замечательных планах на будущее или о своей неожиданной удаче, или о том, что «у него нет проблем», то он скорее всего из страха сглазить свое благополучие постучит по дереву или три раза плюнет через левое плечо. Три раза он плюнет и в том случае, если нечаянно просыпал соль - это знак будущей ссоры, и постарается исправить свою ошибку.

А если вы забыли дома что-то, не побоитесь ли вернуться назад домой за этой вещью? Русский постарается этого не делать, иначе «пути не будет», а если все-таки придется вернуться, то, войдя в дом, он обязательно посмотрит на себя в зеркало и постучит по деревяшке. Посмеиваясь сам над собой, он все-таки подумает: «А нем черт не шутит…» Этот же подсознательный страх заставит обойти стороной черную кошку, а если это невозможно, то лучше плюнуть три раза через левое плечо. Говорят, что такая мера тоже «помогает». Вообще, этот обычай плюнуть три раза, чтобы плохого не случилось, чтобы не сглазить кого-нибудь, вы будете наблюдать довольно часто.

Многие приметы связаны с правой или левой стороной. Левая сторона считается у русских счастливой, а правая - несчастливой. Помните, чтобы снять сглаз, нужно плюнуть через левое плечо. Зачесался левый глаз - к радости, зачесался правый - к слезам. Чешется левая рука - получать деньги, а вот если правая - значит, придется их отдавать. Споткнулся на левую ногу - к будущей удаче, на правую - к неудаче.

Много предрассудков связано с цифрами. Число 13 («чертова дюжина») в России, как и во многих других странах, считается несчастливым. В парижском метро пронумерованные автоматы обычно не содержат цифры 13: она затерта или пропущена. А в России магия этой цифры чуть-чуть слабее: вы встретите и дома под этим номером, квартиры, номера машин, рейсы самолетов и т. д. Цифра /считалась особенной, и в древнерусском языке слово «седъмица» обозначало неделю. Есть пословицы с этой цифрой: говорят, «Семеро одного не ждут», если один гость запаздывает, то все садятся за стол без него. Если вы хотите сказать, что не стоит спешить, а все надо сделать обдуманно и обстоятельно, то на этот счет есть пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Особенная цифра - 3. Объяснение этому ищут в объективной тройственности явлений - длина, ширина, высота; прошлое, настоящее, будущее; в христианской религии - триединое божество. Многие русские поговорки упоминают эту цифру: «Заблудился в трех соснах» можно сказать о человеке, который запутался в самых простых вопросах. «Гнать в три шеи» - увольнять с работы или со скандалом прогонять человека из своего дома.

Вообще, магия цифр - вещь для русских особая. Не удивляйтесь, если увидите человека в транспорте, который купил талончик на проезд и внимательно всматривается в него, что-то пересчитывая про себя. Откроем по секрету, что ему нужна сегодня удача, шанс, счастливое стечение обстоятельств. А помогает, по мнению знатоков, магия цифр: первые три цифры должны совпасть по сумме со вторыми тремя. Чем не «арифметическая гимнастика»? Жаль только, что «счастливый билетик» нужно обязательно съесть, чтобы гарантировать удачу, а это, понятно, может повлечь за собой последствия и для желудка, и для кошелька, если контролер захочет проверить наличие этого билета.

Забавно, что даже образованные люди, если и не верят всем этим «бабушкиным сказкам», тем не менее хорошо их знают. Смеются над собой или над другими людьми, но на всякий случай плюют три раза через левое плечо или стучат по деревяшке, считают цифры на билете.

Удача ждет того человека, который за столом или в какой-то другой ситуации оказался между двумя людьми с одним и тем же именем. А если во время встречи или телефонного разговора вы не узнали кого-то по голосу, то можете сказать в шутку: «О-о! Богатым (богатой) скоро будете!» «Скоро разбогатеете!» Все понимают, что это шутка, но приятная.

Как бы вы ни были музыкальны, постарайтесь не свистеть в доме (даже у себя), в бюро или в машине, особенно если при этом присутствует русский: он уверен, что вас ждет финансовая катастрофа, потому что ваш свист означает: «у вас денег не будет». Отсюда глагол «просвистеть», т. е. напрасно истратить деньги, потерять богатство, дойти до бедности. Отсюда презрительная характеристика легкомысленной женщины - «свистушка»: она так легкомысленна, что неминуемо потеряет в конце концов все, ей нет доверия.

А почему русские, иногда выпив водки, бросали рюмку через плечо на пол? Этот «гусарский» (а на трезвую голову - варварский) обычай даже пародируется, когда хотят пошутить над русскими. Знайте, что это идет вовсе не от того, что в России перепроизводство стекла, а потому, что русские верят в примету: когда бьется посуда, то чем мельче осколки, тем больше счастья будет. Вот почему бьют посуду на свадьбе или на именинах - «на счастье». А вот хранить треснувшую посуду - это к несчастью, к беде.

Ну, а если вы пролили рюмку на празднике, не расстраивайтесь из-за испорченной скатерти. На самом деле это знак того, что вас скоро опять пригласят на пирушку.

Предположим, что у вас на коленях малыш, и с ним неожиданно случилась «детская неприятность» - тоже не расстраивайтесь: это значит, что вы будете жить очень долго, поскольку согласно этой примете должны повеселиться у него на свадьбе.

В последнее время россияне стали увлекаться восточными календарями. Даже вполне благоразумные люди (независимо от своей конфессии) перед встречей каждого Нового года взволнованно обсуждают тему: каким будет следующий год по китайскому календарю: Петуха, Крысы, Обезьяны или Лошади? От этого зависит цвет одежды для встречи Нового года и многие другие важные мелочи, которые (кто знает - каким образом?!) смогут оказать влияние на его личную жизнь в следующем году.

Желание здоровья и везения настолько сильно, что не поддается никакой логике и убеждениям.

Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину - это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойна интереса и внимания.

Итак, мы коснулись некоторых особенностей образа жизни и стереотипов поведения россиян в быту и повседневной жизни. Все сказанное убеждает в том, что многие стороны материальной и социальной жизни в России очень своеобразны, возникли чуть ли не в доисторические времена и почти не изменились до сих пор. На поверхностный взгляд эти особенности могут показаться весьма странными и непонятными для европейцев, что и породило отчасти мифы о загадочной славянской душе.

Но, оказывается, многое из перечисленного на самом деле ло-«гично и объясняется историческими, климатическими или иными причинами, имеет под собой основание и даже может вызывать уважение. Оказывается, этнические и культурные особенности людей, живущих в не сходных условиях, неправомерно оценивать по одной привычной шкале: это - «цивилизованно» (поскольку понятно), а вот это - не вполне. На многие частности русской жизни мы можем не обращать внимания, а можем и перенимать все эти «манеры», чтобы приспособиться или развлечься. Действиям совсем нетрудно подражать. А вот имитировать мысли и способ реагирования на один и то же факт - это уже совсем другое дело. Этого нельзя увидеть, невозможно услышать, постороннему человеку их приоткрывают с явной неохотой или с притворной искренностью. Иногда нужны долгие годы общения, наблюдений и исправления собственных ошибок, чтобы проникнуть в тайны чужой ментальности.

Проблемы в межкультурных контактах возникают совсем не потому, что вы не можете, например, так же лихо пить водку, как это делают русские, легко переносить «русскую баню», использовать «русские» жесты, ходить с приятелем «под ручку», троекратно целоваться или рассказывать «русские» анекдоты и проч. Все это внешние, поверхностные признаки русскости, и вовсе не они облегчают взаимопонимание с русскими людьми.

Проблемы в межкультурных контактах возникают оттого, что вы с молоком матери приучены опираться на определенные понятия и ценности. Вам трудно оторваться от них, увидеть мир «другими глазами» и понять логику того, что творится в русских головах, их отношение к действительности и неожиданные реакции на нее. Вот об этом и будет идти речь дальше.

Из книги Чудо-остров. Как живут современные тайваньцы автора Баскина Ада

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Народные охотничьи суеверия и приметы (Собрал Н. Анофриев) Волк дорогу перебежал - к неудаче.Отправляясь на охоту, уйти со двора так, чтобы никто этого не заметил - к удаче. Разбирать встречи, так не слезать с печи.Есть зайца - грех.Убить по первому выстрелу - к удаче

Из книги Япония Нестандартный путеводитель автора Головина Ксения

Глава XXXI «Все народы имели свои национальные слабости и

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Обычаи, поверья и предрассудки нынешних греков Все в естестве поведает славу Божью, говорят греки. Гласы внемлемые и таинственные существ видимых и невидимых поют Херувимы; Ангелы же, Престолы, Силы и Власти повторяют на небе. Все благое ниспосылается от Бога посредством

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Предрассудки и суеверия башкирцев Один старый солдат на вопрос, когда не будет в мире войны, ответствовал: когда людей не будет. То же можно сказать о предрассудках и суевериях. Ежели в просвещеннейших странах Европы, например в Англии и Франции, встречаются самые смешные,

Из книги Невероятная Индия: религии, касты, обычаи автора Снесарев Андрей Евгеньевич

Из книги Народный быт Великого Севера. Том II автора Бурцев Александр Евгениевич

Приметы Было время, когда я верил приметам, - и это время уже далеко от настоящей минуты!.. Тетушки мои, перемутив весь источник городского злоречия, разъехались теперь в разные стороны коротать свой век в деревне, в незаезжей глуши; двоюродные сестрицы мои все вышли замуж

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

ЯПОНСКИЕ ПРИМЕТЫ За время пребывания в Японии мне довелось узнать немалое количество примет, которых японцы придерживаются в повседневном быту. Одни из них напрямую связаны с традиционной японской религией синто, другие - с народными поверьями. Чем дальше от городов и

Из книги Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам. Учебное пособие автора Бакулина Светлана Дмитриевна

Из книги Прыжок через быка автора Франк Илья

Глава 5 Ходячие предрассудки по поводу городских транспортных систем Политические решения, определяющие пути развития городских транспортных систем, и в особенности решения о роли, которую должны играть в этих системах различные виды транспорта, являются предметом

Из книги автора

Из книги автора

Приметы по луне Если ветер в три дня обглядится, то весь месяц будет ведрянный.Когда месяц родится вниз рогами (с юга), то зимою будет теплый, а летом жаркий месяц; когда рогами вверх, то зимою холодный, а летом ветряный.Рога к ветру, но нижний крутой, верхний отлогий, то

Приметы В романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» (в основу произведения положена легенда об известном поэте-миннезингере (то есть «певце любви») XIII века Генрихе фон Офтердингене) юный Генрих в сопровождении одного старика спускается в пещеру (поскольку интересуется