Сложносочинённые предложения. Тест на тему «Сложносочинённые предложения В каком предложении верно выделены грамматические основы

Любое предложение, в том числе и сложное, характеризует интонация конца предложения. Она выражается в понижении голоса к концу предложения.

Сравните по интонации простые предложения и сложное.

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Н. Рубцова.

Понаблюдайте за тем, как произносится сложное предложение в соответствии со знаками, показывающими паузу, повышение и понижение тона.

Ответьте на вопросы и сделайте вывод об особенностях интонации сложного предложения.

С какой интонацией произносится каждая из частей сложного предложения?

Обладает ли каждая из этих частей интонацией конца предложения или эта интонация присуща только концу всего сложного предложения?

В каких случаях интонация выступает грамматическим средством связи простых предложений в сложном самостоятельно, а в каких - одновременно с союзом?

Для каждого простого предложения характерно понижение голоса к концу.

Входя в состав сложного предложения, любое простое утрачивает интонацию завершённости, так как становится частью сложного. В сложном предложении интонация завершённости, характерная для конца предложения, реализуется один раз. Это помогает узнавать, когда заканчивается сложное предложение.

Обычно пауза между частями сложного предложения фиксируется. Ей предшествует повышение голоса.

Таким образом, интонация сложного предложения имеет три основных элемента: сначала повышение голоса, затем пауза и постепенное понижение голоса к концу предложения.

Интонация вместе с союзами или без них соединяет отдельные простые предложения в единое целое, поэтому она и является средством связи в сложном предложении.

56. Проследите за повышением и понижением голоса при построении сложных предложений из данных простых. Запишите сложные предложения, образовав их: а) с помощью нужного по смыслу союза, б) без помощи союза.

1. Поезд пришёл вовремя. Пассажиры заторопились к выходу.

2. Темнело быстро. Пламя костря разгоралось всё ярче и освещало лужайку.

3. Солнце садится. На траве появилась вечерняя роса.

4. Густо туман расползался по всей округе. Большой дуб на краю деревни ещё был виден.

5. Парома почему-то не было. Люди на пристани томились в ожидании.

57. Прочитайте с интонацией сложного предложения. Запишите предложения, составляя схему каждого и показывая особенности интонации графически.

1. Ещё слышалось где-то топанье, что-то похожее на рокот отдалённого моря, и скоро всё стало пусто и глухо. (Н. Гоголь.)

2. А лошадь его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошади ничего выдумать невозможно. (М. Лермонтов.)

3. По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах показались огни. (А. Чехов.)

4. Миллионы листьев, стеблей, веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись перед этим натиском растительности, останавливались и дышали до боли в лёгких терпким воздухом столетней сосны. (К. Паустовский.)

5. Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку. (В. Солоухин.)

58. Прочитайте отрывок. Что произвело впечатление на героя в картине зимнего леса? Какова основная мысль текста? Запишите сложные предложения, подчеркните в них грамматические основы, определите вид сложного предложения. Охарактеризуйте графически интонацию сложных предложений.

Бабанов посмотрел вокруг и ахнул, словно впервые увидел, каким прекрасным может быть лес... Слева от тропинки стояли молодые с зеленоватой корой осины и корявые дубки, не сбросившие с себя сухих оранжевых, запорошенных теперь снегом листьев. Справа высокие, массивные, в шапках снега сосны. От них на тропе прозрачные синие тени. Под тяжестью снега ветки опустились вниз, и нет-нет то там, то в другом месте упадёт, пылью стечёт и рассыплется большой снежный навес. Ветки покачнутся, поднимутся выше, обнажатся, станут видны зелёные иглы, а внизу, у подножий, нетронутый наст пойдёт рябью. В тишине стучит дятел; вот он прошумел крыльями, перелетая на другое дерево. В небе чертит белую линию самолёт. Эти звуки не мешают, в лесу от этого кажется ещё тише.

(П. Федоренко.)

59. Сочинение. Прекрасным может быть любой уголок природы в любое время года в любой местности. Вы согласны? Напишите о том. что вы неожиданно или впервые открыли для себя прекрасного в той местности.

До чего же весело летом шлепать по лужам во время теплого дождя! В одних трусиках! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Уже кое-где появились на небе голубые просветы, в них тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... и вдруг кто-то радостно кричит:

Радуга! Смотрите - радуга!

И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво? Луч солнца и дождевые капли.

Ведь радуга - это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной разноцветной дуги.

Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Обычно солнечный луч и дождевые капли строят зараз одну радугу, и то не часто. Но бывает, что, всем на радость и удивленье, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней! Это бывает в тех редких случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Еще реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- это случается только над большими реками, озерами, заливами, потому что тут происходит сложное отражение солнечных лучей от воды. Природа изобретательна!

Но это еще не все чудеса. Иногда радугу можно увидеть ночью, когда после дождя из-за туч выглядывает луна. В ее тусклых лучах тоже рождается лунная радуга, разумеется не такая яркая, как солнечная.

И самое, по-моему, удивительное - радуга зимой! Очень это странно, необыкновенно. Трещит мороз, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

Радуга

Наверное, нет человека, который бы не любовался радугой. Это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. О радуге слагались легенды, ей приписывали удивительные свойства. У древних греков богиня радуги Ирида выступала как посредница между богами и людьми, передававшая людям волю богов. Глядя на радугу, древние греки верили, что она соединяет небо и землю. По мнению древних эстов, радуга наполняла водой истощенные после дождя облака; вода по радуге якобы поднималась из озера или реки в небеса. Любуясь радугой, древние индейцы думали о цветах, которые увяли на земле и вновь расцвели на небе.

Все цветы лесов зеленых,
Все болотные кувшинки,
На земле когда увянут,
Расцветают снова в небе.

Эти строки взяты из знаменитой «Песни о Гайавате», написанной Г.Лонгфелло на основе легенд северо-американских индейцев. С радугой всегда связывалось ощущение радости и освобождения. «Блещет солнышко на кровле, радуга отводит бурю», - читаем мы в эстонском эпосе «Калевипоэг». По библейской легенде, бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе радугу в знак того, что он больше не станет так жестоко карать людей: «Я повесил радугу мою в облаке, чтобы она была знамением вечного согласия между мною и между землею». В древнеиндийском эпосе «Рамаяна» встречается «лук семицветный Громовника». Громовник - он же громовержец - это царь богов Индра, а его «семицветный лук» - это радуга. Такой же смысл приписывали радуге и древние арабы; они считали ее луком бога света Кузаха. После победы над силами тьмы, не пускавшими солнце на небо, Кузах вешал радугу-лук на облака. У славянских народов радуга, появлявшаяся на небе после благодатного дождя, олицетворяла победу бога-громовержца Перуна, поразившего молниями духа зла.

Радуга - добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце; напоивший посевы дождь, сделав доброе дело, теперь окончится, настанет хорошая погода. Слово «радуга» содержит старославянский корень «радь», что означает «веселый». В старославянском языке есть наречие «радоштами», означающее «радостно». И в наши дни в некоторых местностях на Украине радугу называют «веселкой». А многие люди «расшифровывают» слово «радуга» как «райская дуга». Вспомним следующие строки из «Дон-Жуана» Дж. Байрона:

Все ободрились: радугу они
Считали добрым предзнаменованьем:
И римляне и греки искони
Подобным доверяли указаньям.
В тяжелые и горестные дни
Полезно это всем; когда страданьем
Измучен ум, - приятно допустить,
Что радуга спасеньем может быть.

Поэты неоднократно обращались к радуге. Ощущение радости, вызываемое радугой, хорошо передано, например, в следующем стихотворении Гёте. Поэт любуется радугой, возникшей на фоне струй водопада, и сравнивает красочность человеческой жизни с красочностью радуги:

К тебе я, солнце, обращусь спиною;
На водопад сверкающий, могучий
Теперь смотрю я с радостью живою,-
Стремится он, на тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг, так дивно изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою,
То вся видна, то вновь во мгле теряясь,
И всюду брызжет свежею росою!
Всю нашу жизнь она воспроизводит:
Всмотрись в нее - и ты поймешь душою,
Что жизнь на отблеск красочный походит.

Конечно, не только о хорошей погоде думали люди, любуясь радугой. С радугой издавна связывались представления о благополучии, о счастье. Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачливым во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому еще не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к ее основанию. Восхищаясь «жемчужным, разноцветным мостом», Ф. Шиллер с грустью замечает:

Идешь к нему - он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.

Радуга действительно неуловима и недолговечна. Она дарит ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Она дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти. Об этом очень хорошо писал Ф. И. Тютчев:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело,-
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

Радуга глазами внимательного наблюдателя

Издавна заметили, что радуга наблюдается, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу. Если встать лицом к солнцу, то радуги не увидеть. Надо, чтобы солнце было сзади (помните у Гёте: «К тебе я, солнце, обращусь спиною...»). Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Можно наблюдать также и близкую радугу, возникающую на фоне струй водопада или фонтана.

По мере того как дождь стихает, а затем прекращается, радуга блекнет и постепенно исчезает. Помните у Тютчева, писавшего о «радужном виденье»: «Смотри - оно уж побледнело, - еще минута, две...». Или у Шиллера, писавшего о «жемчужном мосте»:

«С своим потоком он родится и вместе исчезает с ним».

Сколько у радуги цветов? Обычно говорят о семи цветах, чередующихся в следующем порядке: красный (внешний край радуги), оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (внутренний край радуги, обращенный к земной поверхности). Впрочем, число цветов является условным понятием - между соседними из указанных цветов нет четких границ. Аристотель называл, например, всего три цвета радуги: красный, зеленый, фиолетовый. Ньютон вначале выделял в радуге пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (последний он называл пурпуровым). Позднее он говорил о десяти цветах: алом, киновари, лимонном, шафранном, желтоватой зелени, травянистом, лазурном, голубом, индиго, фиолетовом. В конечном счете Ньютон остановился на семи цветах - тех самых, которые и по сей день принято выделять в радуге. Выбор именно этого числа объясняется не физикой, а скорее тем, что число 7 издавна считалось «магическим» (семь чудес света, семь смертных грехов, семь дней недели и т. д.). Художник или поэт волен видеть в радуге иное число цветов. Завершим же разговор о цветах радуги стихотворением В. С. Шефнера:

Всего мне мало... Пусть в мгновенье это
Все семь цветов я вижу без труда,-
Но все ж невольно жду восьмого цвета,
Который в детстве снился иногда.

Вернемся к описанию радуги. Нередко над основной радугой возникает еще одна (дополнительная) радуга - более широкая и размытая. Цвета в дополнительной радуге чередуются в обратном порядке: от фиолетового (внешний край) до красного (внутренний край). Явление двойной радуги так описывается у Данте:

Как средь прозрачных облачных пелен
Над луком лук соцветный и сокружный
Посланницей Юноны вознесен,
И образован внутренним наружный.

Здесь «посланница Юноны» - это Ирида, богиня радуги. Что же касается последней строки, то в ней выразилось существовавшее в средние века мнение, будто наружная (дополнительная) радуга есть как бы отражение внутренней (основной). По-видимому, на эту мысль наводило людей наблюдаемое обратное чередование цветов в дополнительной радуге.

Между красными краями основной и дополнительной радуг находится темноватая полоса. Ее называют александровой полосой - по имени жившего во II в. греческого философа Александра, подметившего эту особенность двойной радуги.

Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы (или во время грозы). При моросящем дождике цветовая окраска радуги становится бледной. В этом случае радуга может превратиться в белесый полукруг.

Для наблюдателя, находящегося на относительно ровной земной поверхности, радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42°. Чем ниже солнце, тем больше угловая высота вершины радуги и тем, следовательно, больше наблюдаемый участок радуги. Дополнительная радуга может наблюдаться, если высота солнца над горизонтом не превышает 53°.

Радугу можно рассматривать как гигантское «колесо», которое, как на ось, «надето» на воображаемую прямую линию, проходящую через солнце и наблюдателя.

Радуга на других планетах

Читатель, внимательно проследивший за всеми нашими рассуждениями, может убедиться в том, какое большое расстояние лежит от обычно бытующего представления, что «радуга - это очень просто, это солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя», до действительного понимания физического механизма возникновения радуги. Разобравшись в этом механизме, мы можем позволить себе немного пофантазировать.

Зададимся вопросом: как выглядела бы радуга, если бы показатель преломления вдруг увеличился для всех длин волн, скажем, в 1,25 раза? Вообразим, что мы очутились на неизвестной планете, где роль воды выполняет какая-то иная жидкость. Это означало бы, что теперь для красных лучей n к = 1,66, а для фиолетовых n ф = 1,68. Расчеты дают: y к = 11° и у ф = 10°. Таким образом, по сравнению с земной радугой угловые размеры инопланетной радуги должны уменьшиться в 4 раза; при этом сама радуга будет примерно вдвое тоньше. Увидеть радугу, находясь на поверхности планеты, можно лишь при условии, что высота светила над горизонтом не превышает 10°. При наблюдении из кабины космического корабля это требование снимается. Если показатель преломления распыленной в атмосфере планеты жидкости окажется близким к n = 2, радуга стянется в световое пятно, находящееся в направлении противосолнечной точки.

Физика и красота

Английские поэты XVII в. упрекали Ньютона в том, что, объяснив возникновение радуги, он тем самым посягнул на ее красоту. Предоставляем читателю самому убедиться в несправедливости подобного упрека. Мы уверены, что теперь, когда он познакомился с физикой образования радуги, это удивительное явление природы покажется ему еще более прекрасным. Возможно, что умудренный знанием истинных причин он именно теперь особенно остро почувствует поэтическую прелесть лермонтовских строк:

Там разноцветною дугой,
Развеселясь, нередко дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.

Елена Владимировна Овчинникова МОУ СОШ №2 г. Бронницы

учитель русского языка и литературы

Сложносочинённые предложения

Вариант 1

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

    тоже, либо, зато;

    и, да, тоже;

    да, не то…не то;

    однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

    соединительный;

    противительный;

    разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

    Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

    Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2; 2) 3.

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­ вый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь (I ) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) 1,2,3,4,5,6;

2)2,3,4,5,6;

3)2,3,4,5.

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

Сложносочинённые предложения

Вариант 2

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

    то…то, зато;

    или, либо;

    да, также;

    однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

    противительный;

    соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложноподчинённое предложение:

    Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

    Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

    Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.

    Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.

7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

    Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

    Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

    Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).

    Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

    Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­ вовалось недомогание (Чехов).

1) 2; 2) 3.

10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­ зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.

13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

    Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

    Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

    В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

    Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

    На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).

Сложносочинённые предложения

Вариант 3

1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

    да, также, и;

    зато, однако, но;

    либо, но, и;

    тоже, или, да.

2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

    соединительный;

    противительный;

    разделительный.

3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осин ки (Сергеев-Ценский).

    сложносочинённое предложение с союзом и;

    простое предложение с однородными членами.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

    За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

    Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

    Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

    Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

    Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

    Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

    Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

    На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

    и запятая не нужна;

    сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

    сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

    простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.

8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

    То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

    Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).

    Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

1) 2; 2) 3.

10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2; 2)3; 3) 4.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, п ошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темн ыми глазами (Горький).

    Цыганок остановился и подскочив;

    Она плыла, разводя, подняв, глядя;

    Цыганок остановился и пошел.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

    Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
    знакомое село (Бунин).

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

1) 1,2,3,4,5;

2) 2,3,4,5;

3) 1,2,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

    Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

    Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Д/З по русскому языку 9 класс

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?
тоже, либо, зато;
и, да, тоже;
да, не то...не то;
однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?
Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).
соединительный;
противительный;
разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:
Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).
Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).
Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).
Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:
Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.
Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).
Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).
Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:
Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.
Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).
Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).
1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:
Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).
1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:
Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.
Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каверин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:
Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).
Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).
Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?
Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).
1) 2; 2) 3.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).
их не зовёт;
не зовёт его;
не зовёт рожок.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?
1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала поля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).
2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торопливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).
3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Так навеки и осталась церковь (I) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5)диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).
1) 1,2,3,4,5,6;
2)2,3,4,5,6;
3)2,3,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?
И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).
Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про летит подслеповатая сова (Абрамов).
Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).
Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).