Проблема отношения молодежи к религии. Молодежь и религия в современном мире. Молодежь и религия

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и методики социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Отношение молодёжи в России к религии

Руководитель __________________ доцент к. социол. н. Е. В. Жижко

Студент ЮС12-02Б 161204256 __________ А. О. Черняк

Красноярск 2013

Введение

Молодёжь как особая социально-демографическая группа

1 Основные подходы к определению молодёжи

2 Возрастная стратификация молодёжи

3 Психологические особенности молодых людей

Религия в России

1 Юридические аспекты религии в России

2 Характеристика и история основных религий России

Отношение молодёжи к религии

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

В России за последние 20 лет произошёл ряд крупных реформ, во всех сферах жизни общества, одним из последствий которых стало изменение отношения людей к религии.

Согласно данным (статистическому опросу, проведённому среди 1600 респондентов в 153 населённых пунктов в 46 краях, областях и республиках России) ВЦИОМ (Всероссийского центра исследования общественного мнения) половина россиян - верующие, в их числе 10% регулярно посещают церковь, соблюдают все обряды и ритуалы, и 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убеждённые атеисты составляют лишь 6% опрошенных. И 8% не задумываются на тему отношения к религии.

Особенно неоднозначно отношение к религии молодёжи, родившейся в постсоветский период.

Цель курсовой работы: узнать, насколько у молодёжи популярны различные религиозные течения.

рассмотреть молодёжь как социально-демографическую группу;

рассмотреть различные религиозные течения в России;

выявить степень популярности религии у молодёжи.

1.Молодёжь как особая социально-демографическая группа

1Основные подходы к определению молодёжи

молодежь религия популярность стратификация

В различных источниках такой термин, как «молодёжь» определяется неоднозначно.

В.Т.Лисовский определяет даёт термину следующее определение «Молодёжь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) общеобразовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей» .

Термин В.Т.Лисовского обозначает, что молодёжь - поколение людей, проходящих некий процесс, который позволит им в будущем успешно функционировать в обществе при условии успешного прохождения этого процесса.

А.М.Слепников определяет молодёжь, как «социально-демографическую группу, характеризующуюся, во-первых, осуществлением деятельности, связанной с подготовкой и включением в самостоятельную жизнь при руководстве со стороны старших поколений (классов и их политических партий), и, во-вторых, социальной дифференциацией, соответствующей социально-классовому делению в обществе» .

Согласно термину, молодежь - это

индивиды, направляющие свою деятельность на включение в самостоятельную жизнь;

один из классов, соответствующий социально-классовому делению в обществе.

По мнению Г.К.Неумойнова «Молодёжь является мобильной социально-демографической и социально-психологической частью общества, ограниченной возрастными рамками, определяющими её социализацию, и обладающей спонтанными чертами, свойствами, ценностными ориентациями, обусловленными характером конкретно-исторических общественных отношений» .

Как следует из термина, молодёжь - ограниченная возрастными границами часть общества, имеющая собственные спонтанные черты, свойства.

В рамках основных теоретических направлений социологии молодёжи (психоаналитического, структурно-функционального, культурологического) были разработаны следующие подходы к определению «молодёжи»:

психофизиологический - молодость - это период развития человеческой личности между половой зрелостью и полной зрелостью;

социально-психологический - молодёжь - это определённый возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - всеми особенностями возрастного класса;

конфликтологический - молодость - это: «трудный, полный стрессов и чрезвычайно важный период жизни», «длящийся конфликт между индивидом и обществом», «проблемная стадии в развитии человека»;

ролевой - молодость - это особая поведенческая фаза в жизни людей, когда они более не играют ролей ребёнка и в то же время не являются полноправными носителями ролей «взрослого»;

субкультурный - молодёжь - это группа со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями;

стратификационный - молодёжь - это особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками; со специфичными социальными позициями, статусом и ролями;

социализационный - молодость - это период социального роста, первичной социализации. Главная цель юности - самоопределение, персонализация. В юношеском возрасте бурно развивается чувство индивидуальности.

интеракционистский - молодость - это одно из трёх состояний души, присущих каждому человеку. В отличие от состояния «родитель» (ориентация на нормативное поведение) и «взрослый» (ориентация на принятие разумных решений) оно проявляется в спонтанности, непосредственности, нестандартности поведения.

аксиологический (ценностный) - молодость как социально-значимый, важный этап жизненного цикла человека;

субъективный - молодость - это особое мироощущение, устремлённость в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельности, ощущение себя молодым вне зависимости от реального возраста;

процессуальный - молодые - это те, кто не завершён, не интегрирован, находится в состоянии становления, формирования .

В любом случае во всех определениях прослеживаются две явные черты такой социальной группы, как молодёжь: во-первых, молодёжь является переходной стадией развития от детей ко взрослым людям, а во-вторых, их социализация и все факторы, связанные с социализацией, напрямую зависит от общества (конкретней - культура общества на конкретный этап исторического развития), в котором эта социализация протекает.

1.2Возрастная стратификация молодёжи

Чётко обозначенных возрастных рамок такой термин, как «молодёжь», не предусматривает. В различных источниках на этот счёт имеется разное мнение.

В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане от 14 до 30 лет .

Нижняя граница - 14 лет - связана с наступлением юридической дееспособности, а верхняя граница определена обществом и выбрана на основе того, что именно в возрасте 30 лет, по мнению общества, человек может осознанно делать выбор, имеет определённые ценностные установки, то есть достиг «социального взросления».

На международном симпозиуме, проведённом в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 - 21 год для юношей и 16 - 20 лет для девушек . Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить 13-ю и 30-ти годами. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

подростки до 18 лет;

молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет;

молодые взрослые от 24 до 30 лет.

Таким образом, в различных источниках имеются различные позиции на тему расстановки возрастных границ молодёжи, что связано в основном с историческими и социальными предпосылками. К примеру, в индустриальном и постиндустриальном обществах молодёжный возраст формируется на основе двух встречных факторов: акселерации - ускоренного полового развития, из чего следует более раннее взросление и непрерывное отодвижение сроков вступления в профессиональную жизнь в силу продления учёбы .

3Психологические особенности молодых людей

В.Н.Лупандин в своей книге приводит следующие особенности молодого поколения:

Изменяется отношение к себе и окружающему миру, формируется самооценка.

Формируется чувство взрослости, появляется оценка собственных способностей, потребностей, притязаний, осуществляется попытка построения определённых жизненных планов.

Молодому поколению свойственна ориентация на внутренние проблемы и стремление к изоляции, одиночеству.

Молодые люди стремятся к самостоятельности в поведенческом, эмоциональном, моральном аспектах.

В молодёжной среде изменяются приоритеты во взаимоотношениях: более значимыми становятся отношения со сверстниками, менее значимыми - отношения с представителями старшего поколения.

Для молодёжи характерна категоричность суждений, юношеский максимализм.

По набору этих особенностей можно сделать вывод, что молодёжь является достаточно обособленной частью общества, имеющая собственную позицию и черты, отличные от взрослых и от детей.

Общая характеристика молодёжи такова: люди, в среднем возрастом от 16 до 32 лет, имеющие противоречивые, несформированные взгляды, имеющие массу психологических особенностей, присущих только этому возрасту.

2.Религия в России

1Юридические аспекты религии в России

Для того, чтобы подойти к вопросу религиозности молодёжи в России, следует изучить положение религии в России в целом.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин РФ имеет право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, либо не исповедовать никакой религии, что обеспечивает Конституции такие пункты, как «свобода совести» и «свобода вероисповедания» и, соответственно, позиционирует Россию, как светское государство .

Такой закон даёт право существовать любой религиозной организации, идеология которой не будет противоречить другим аспектам закона (например, уголовному или административному).

Согласно данным Министерства Юстиции РФ в России по состоянию на 2010 год зарегистрировано 23494 организации, из них большая часть - организации Русской Православной Церкви (точнее - 12941). Самые существенные по составу организации после РПЦ - исламские (4127) и протестантские (3852). Организаций представителей других конфессий существенно меньше .

Таким образом, выясняется, что большая часть организаций представлена Русской Православной Церковью, что легко понять, так как этому сопутствуют исторические особенности России.

2.2Основные религии России

В данной главе будут рассмотрены основные и самые численные религии России: христианство и ислам.

В России представлены все три основных течения христианства - православие, католицизм и протестантизм.

Согласно материалам свободной интернет-энциклопедии «Википедии» примерные данные о религиозности населения таковы: 100 млн. из 142 млн. населения - православные, от 14 до 23 млн. - мусульмане, 2 млн. - протестанты, 2 млн. - буддисты, 600 тыс. - католики, 250 тыс. - иудеи.

Отмечается, что Россия, будучи светским государством, не может признать никакую религию государственно или обязательной, однако федеральный закон признает "особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры", что позволяет Русской Православной Церкви претендовать на исключительность своего положения .

Так как православие имеет особое место в жизни России, ей отводится особая роль и некое преимущество перед остальными религиями и что, соответственно, даёт православию особые привилегии, которые противоречат понятию «светского государства». Например, в российских школах преподаётся такой предмет, как «Основы Православной Культуры», который пропагандирует православие, как основную культуру и курируется РПЦ, а остальные христианские направления не занимают там особого места и написано о них в программе предмета представителями той же РПЦ . Также было замечено, что власти иногда препятствуют церквам, не принадлежащим к РПЦ, получать или иметь здания для молитвы.

Таким образом, православие при условии, что играет ключевую роль в религиозной жизни России, ещё и является такой культурой, отношение к которой неоднозначное, что связано с необычностью проводимой православием политики.

Протестантизм в России представлен многими возможными ответвлениями: баптизм, пятидесятничество, лютеранство, адвентисты седьмого дня, меннониты и т.д. Протестантизм является одной из трёх основных ветвей христианства и от православия их отличают следующие принципы:

«Только Писание» (закон - только «Библия», в православии существуют различные «предания от святых», постановления различных соборов и т.п.);

«sola fide» («только верою» - принцип, отвергающий «Спасение» какими-либо другими заслугами, кроме веры);

«юридизм» (понимание «Спасения» в юридическом аспекте);

мнемонический, а не сакральный характер «Причастия»;

теория «невидимой Церкви»;

отвержение иконопочитания;

отвержение культа святых;

отвержение крещения младенцев.

Все эти аспекты генерируют в России неоднозначные отношения с господствующей РПЦ. Одни группы протестантов с РПЦ сотрудничают (ведут церковные переговоры) (например, РОСХВЕ - Российский Объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятники)), другие группы признаются РПЦ «псевдохристианскими» (например, СХВЕП) .

Протестантизм в России упоминается впервые в Соборном уложении 1649 года, где сказано, что запрещается проповедовать евангелие Иисуса Христа по причине «совращение из православия». За распространение протестантизма вплоть до 1905 года в России существовала смертная казнь.

Согласно материалам свободной интернет-энциклопедии «Википедия», в конце XIX века в России было около 7 млн. протестантов. По разным подсчётам в настоящее время в России их число колеблется от 500 тыс. до 2 млн.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что протестантизм является одной из самых динамичных и противоречивых религий в России.

Ещё при Киевской Руси существовали отношения с представителями католицизма, в частности, с епископом Адальбертом Магдебургским. Вплоть до начала правления Петра I католицизм в России имел нейтральное место, а во время правления Петра в России были открыты католические школы и церкви. Проникновение католицизма длилось вплоть до установления советской власти, пока не начались гонения церкви. Возможность нормального и законного функционирования католики получили лишь после перестройки .

Согласно данным федеральной службы государственной статистики, на сегодняшний день в России действует 226 организаций римско-католической церкви. Это на 3 организации меньше, чем в 2010 году, что может говорить об отрицательной динамике католицизма в России.

По данным справочника catholic-hierarchy католиками в России являются 789 тыс. человек, что составляет 0,54% населения. На этом же сайте указано, что в России 426 католических приходов. Сопоставив эти данные с данными Минюста, можно утверждать, что около половины католических организаций не являются официально зарегистрированными.

На основе изложенного можно сделать вывод, что католицизм в России не занимает ключевого места, но его присутствие в истории России и в российской современности присутствует не в меньшей степени.

Ислам является второй по численности религией в России. Согласно данным переписи населения 2002 года традиционно мусульманские народы составляют 14, 5 млн. человек, в то время как число людей, исповедовавших ислам, составляет 20 млн. «Этнические мусульмане» составляют большинство населения в 7 регионах страны: Ингушетия (98%), Чечня (96%), Дагестан (94%), Кабардино-Балкария (70%), Карачаево-Черкесия (63%), Башкортостан (54,5%), Татарстан (54%).

В России ислам упоминается впервые в «выборе вер», происходившем при князе Владимире I в 988 г. Россия имела все шансы стать государством, исповедовавшим только ислам, но Владимир предпочёл исламу православие. На протяжении 700 лет ислам распространялся по России, пока не были приняты меры правителей и не началась христианизация. Весь период от XVIII века до XX ислам не занимал особой роли в России. В советский период согласно политике государства ислам также подвергся гонениям. Политика «оттепели» заметно улучшила положение ислама.

На сегодняшний день в России действует три основных центра ислама: Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ (ЦДУМ) в Уфе, Совет муфтиев России (СМР) в Москве и Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК) .

Таким образом, ислам занимает одно из первых мест в истории России и в её религиозном положении, являясь второй по численности конфессией.

Также следует указать, что в России помимо этих религий существует огромная масса различных других, среди которых: иудаизм (156801 человек по данным переписи населения 2010 года ), кришнаизм (25 тыс. человек), индуизм (60 тыс. последователей ), «Свидетели Иеговы» (около 162 тыс. ) и другие.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в плане разнообразия религий Россия может иметь статус «светского государства», но наблюдается тенденция православия «вытеснять» другие религии, что неприемлемо для правового государства.

3.Отношение молодёжи к религии

В связи с особенностями исторической обстановки, а точнее с переходом от социализма к демократии и, как следствие, укреплением положения религии в обществе интересным для изучения становится такой слой населения, как молодёжь, время рождения которой совпало с этим временем.

Исследование отношения молодёжи к религии было проведено Нижегородским Государственным Институтом. Было опрошено 65 респондентов возраста от 16 до 32 лет. Ниже будут приведены различные факты о респондентах, касающиеся религиозных взглядов и ценностных установок.

Таблица 1

Вероисповедание%Неверующие19Православные44ХВЕ17Кришнаиты2Древневедическая вера2Адвентисты 7 дня11

Среди 65 человек неверующими оказались 19%, православными - 44%, протестантами - 28%, кришнаитами - 2 %, приверженцами древневедической веры - 2 %.

Приблизительно вдвое процент православных больше процента неверующих, среднее положение между ними занимают протестанты (Христиане Веры Евангельской (баптисты) и Адвентисты 7-го дня). Процент представителей других религий незначителен.

Процент православных имеет большое влияние благодаря историческим особенностям России. Вероятно, что немалый процент неверующих связан с пропагандой атеизма и с пережитками Советского Союза.

Таблица 2

Образ церкви%Источник духовной поддержки51Сообщество единоверцев30Элемент общественной жизни16Помощь16Возможность обрести смысл жизни15Самосовершенствование10

Тем же людям был задан вопрос о представлении о церкви. 51% указал, что церковь есть источник духовной поддержки, 30 % видят в церкви сообщество единоверцев, 16 % - элемент общественной жизни, 16-ти процентам церковь помогает, для 15% церковь - возможность обрести смысл жизни и 10 % с помощью церкви самосовершенствуются.

Половина опрошенных считает церковь источником духовной поддержки, а к вопросу о самосовершенствовании подходит только десятая часть опрошенных.

Молодёжь воспринимает церковь, прежде всего как источник духовной поддержки и сообщество единоверцев. Не особо значима для молодёжи церковь в качестве помощи и самосовершенствования. По выверенным данным можно сказать, что основную свою функцию объединения верующих церковь выполняет.

Таблица 3

Мотивы%Помолиться33Слушать проповедь30Получение эстетического удовольствия20Встреча с единоверцами13Испытываю положительные эмоции16Другое8Уединение6Встреча с духовным наставником2

Треть опрошенных приходит в церковь помолиться, ещё около трети приходят за проповедью, пятая часть опрошенных получает в церкви эстетическое удовольствие, встретить единоверцев и испытать положительные эмоции приходят 13% и 16% соответственно, 6% приходят уединиться, 2% приходит к духовному наставнику и у 8% на это имеются свои причины.

Примерно одинаковое количество людей приходит помолиться и послушать проповедь, за положительными эмоциями приходит вдвое меньше молодых людей. Их число примерно одинаково с числом людей, желающих увидеть своих единоверцев.

Можно предположить, что молодежь, проявляя свои религиозные чувства, идет в храм, ища там участия в общем религиозном действии (помолиться, послушать проповедь), но не ради индивидуальных наставлений или раздумий.

Таблица 4

Вера в бога%Смыслообразующая ценность в жизни33Психологическая помощь и поддержка20Нечто сверхъестественное7Самосовершенствование7Один из морально-нравственных образцов3Ничто3Элемент культуры3

Также для понимания представления молодёжи о религии был задан вопрос о их понимании веры в бога.

Как выяснилось, для трети молодых людей вера в бога заключает в себе приобретение смысла жизни, для пятой части вера в бога - психологическая помощь и поддержка. С помощью веры в бога 7% самосовершенствуются и для 7% это лишь нечто сверхъестественное. Для 3% это один из морально-нравственных образцов, для ещё 3% людей - элемент культуры и для такого же количества людей вера в бога не значит ничего.

Для большинства молодежи вера в бога является смыслообразующей ценностью в жизни, либо психологической поддержкой, надеждой на лучшее. Остальное малозначимо. То есть вера в Бога у молодежи выступает важной составляющей осознания реальности.

Согласно данным ВЦИОМ, молодёжь в вопросе отношения к религии не особо отличается от мнения населения в целом .

Молодёжь в целом относится к религии более чем положительно. Результаты соцопросов показывают, что около 80% современной молодёжи состоит в религиозных религиях, половина из которых - православные .

Таким образом, религия в России очень популярна среди молодёжи, что проявляется в малом проценте неверующих. Среди них преобладают христиане, но процент представителей других религий также имеется. Церковь молодёжью воспринимается должным образом и свои функции выполняет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

молодёжь: определение, возрастная стратификация, психологические особенности;

религия в России: правовые основы существования религий в России, основные религии и их история в России.

отношение молодёжи в России к религии: социологический анализ.

Отношение молодёжи в России к религии остаётся сложным вопросом. Различные социологические опросы показывают разные данные. Возможно, сложности проведения таких социальных опросов связаны со степенью интимностью такого вопроса как отношение к религии. Но отношение конкретно молодёжи остаётся открытым и актуальным вопросом и требует подробного исследования.

Список использованных источников

1.ВЦИОМ. URL: #"justify">.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. СПб., 2000. - 112 с.

.Слепников A.M. Социология молодежи // Социологические исследования. - 1993. -Т.3, №3 -с.130.

.Неумойнов Г.К. Молодежь как общественная группа. М., 1972. - 244 с.

.Ю.Р. Вишневский, А.И. Ковалёва, В.А. Луков, Б.А. Ручкин, В.Т. Шапко. Практикум по социологии молодёжи. М.: Социум, 2000. - 296 с.

.Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.

.Международный симпозиум по возрастной периодизации / Матер, симпозиума. М., 1965. - 31 с.

.Г.В.Осипов, Л.Н.Москвичёв. Социология общей теории: учебник для вузов. М: Норма, 2003. - 201 с.

.В.Н.Лупандин. Социология молодёжи. Учебное пособие. Орёл, 2005 - 236 с.

.Конституция РФ.

.Федеральная государственная служба статистики. URL: #"justify">.Википедия. URL: #"justify">.Закон Российской Федерации о Свободе совести и о религиозных объединениях от 26.09.1997 № 125-ФЗ.

.Центральный портал саентологов. URL: #"justify">.Кураев А. Протестантам о православии. М., 2007 - 672 с.

.Католическая Энциклопедия. СПб: Издательство Францисканцев, 2010. - 920 с.

17.The Hierarchy of the Catholic Church. URL: #"justify">.Сайт всероссийской переписи населения. URL: #"justify">19.Департамент социально-благотворительной и духовно-просветительской деятельности Совета муфтиев России. URL: #"justify">20.Нижегородский Государственный Университет. URL: http://www.unn.ru/fsn/k2/students/god.htm (04.06.2013, 05.06.2013).

Похожие работы на - Отношение молодёжи в России к религии

Молодежь и религия

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Все мы знаем, что так начинается самое главное писание христианства - Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализировать отношение современной молодежи к религии на примере христианства и частично затронем и другие верования.

Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именно современная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

В последнее время часто проводились исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические -- воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). При этом религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих -- особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.

Как показывают исследования религиозность выросла. Но это все исследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуем проанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родители которые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Не делай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь, благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мы интересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру, пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверку советской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.

Но та ли это религиозность которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов.

Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считают неверующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание - красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание - торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент - венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они - лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взгляд она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.

А на самом деле……

Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ли кого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того что придумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продают билетики в хорошую загробную жизнь, а это есть - эгоизм, пусть и в несколько иной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо было преклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел. И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо. Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не для того что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.

Социология религиозности молодежи является специальным направлением в социологической науке, формирующимся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.

Одним из наиболее известных ученых, которые занимаются проблемами религиозности молодежи в России, является В.Т. Лисовский. В изданном им учебном пособии по социологии молодежи говорится о том, что предметом социологии религиозности молодежи является «…изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возрастном интервале от 16 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовых формах».

Многим может показаться, что социология религиозности молодежи, как наука, по своим задачам и объекту исследования идентична религиоведению. Однако, в отличие от религиоведения, которое охватывает изучение религии в широком комплексе аспектов (культурно-исторического, антропологического и этнологического, социологического и психологического; национального и политического, науковедческого и философского). В свою очередь социология религиозности молодежи ограничивается здесь допустимыми ей методическими возможностями исследования. Тем не менее, социологический подход в данном случае понимается довольно широко, он не ограничивается вопросами собственно социальной типологии и динамики, а предполагает использование также социально-психологических, культурологических, сравнительно-исторических, правовых, этнологических, политологических и других возможных методов, если это способствует эффективности достижения целостной картины религиозного состояния молодежи.

Если религиозность в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно.

В основном, социология религии в молодежной среде оперирует таким понятием, как «религиозность молодежи», оно является центральным для этого направления социологической науки. Понятие «религиозность молодежи» по В.Т. Лисовскому предполагает «…прежде всего выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам». Но не справедливо было бы привязывать целую социологическую дисциплину к единственному, пусть и самому характерному для нее понятию. В поле зрения социологов, интересующихся этой темой, также попадают проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи.

В.Т. Лисовский так пишет об актуальности темы нашего исследования: «Проблема религиозности молодежи весьма значима в масштабе всей Земли, она не просто отражает острые процессы сакрализации и секуляризации в отдельной стране. Масштабность этой проблемы явно недооценивается социологами, которые с удовлетворением пишут о расширяющейся секуляризации светского мира».

Кроме того, по нашему мнению, проблема состоит не столько в том, является ли молодежь преимущественно религиозной стратификационной группой или преимущественно внерелигиозной, секулярной. Более всего исследователя здесь должно волновать, способна ли молодежь выполнить свое авангардно-историческое предназначение и с каким исходом для судьбы всего общества. Ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет отражение всех противоречий и возможностей общества. В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию его исторического движения.

Религиозные и секулярные процессы в молодежной среде оказываются чрезвычайно важны для определения исторических судеб общества. Ведь одной из ведущих социальных функций религии во все времена являлось на что иное, как смыслополагание. И дело тут не столько в том, какая именно вера должна одержать верх в конечном итоге, но прежде всего в том, что именно молодежь оказывается реализатором смыслового самоопределения общества.

Карл Манхейм, выдающийся немецкий социолог и философ писал: «Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам... Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию». Однако это не означает, что молодежь - нейтральный посредник между историческими зонами, напротив - это исторический лидер со всем вытекающим отсюда социокультурным драматизмом».

Разумеется, молодежь в качестве движущей силы как светского, так и религиозного развития общественного смыслополагания проявляет себя именно во время периодов нестабильности в истории, отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами (как, например, в период застоя в СССР).

В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания на характеристику религиозных и секулярных процессов в молодежной среде. Это присуще скорее исследователям конца XX в., когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI в.

Итак. Может ли наше российское общество похвастаться обилием молодежных нерелигиозных организаций, занимающихся вопросами просвещения и образования в области религиоведения и проблем религиозности молодежи? Какова истинная типология отношения молодежи к религии и какова степень ее религиозности или, напротив, арелигиозности или внерелигиозности? Существуют ли сегодня самостоятельные (!) молодежные организации, занимающиеся проблемами секуляризации, вопросами свободы совести, проблемами образования и просвещения молодежи в секулярном обществе, проблемами демократического диалога государства и церкви, вопросами веротерпимости различных конфессий и т.п.

Все эти вопросы и составляют проблемное поле предмета социологии религии применительно к молодежной среде. Одновременно в этом и есть смысл молодежной социологии религии.

Приступим к более детальному рассмотрению отличительных особенностей религиозных ориентаций молодых россиян.

3. Исследование особенностей религиозности современной студенческой молодежи (на примере молодежи г. Ярославля)

Выбор данной проблемы исследования обосновывается тем, что сегодня, в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований. Особенно это заметно среди молодежи. Это и понятно, так как именно в молодежной среде происходит становление ценностных ориентаций. Для этого слоя резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Существует довольно распространенное мнение о том, что в современном мире резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Именно эти проблемы общества, на наш взгляд, и обуславливают актуальность данного исследования. С течением времени свое место в ряду институтов молодежной социализации активно стремятся занять различные религиозные организации, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек свою лепту.

Для исследования нами была выбрана такая прослойка молодежи города, как студенчество. Студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Студенчество занимает промежуточное положение между младшей и старшей возрастными категориями населения. Адаптация к инновациям происходит в студенческой среде более осознанно, чем у детей, и в то же время более мягко, чем у людей зрелого возраста. Являясь наиболее прогрессивной частью молодёжи, студенчество особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества.

Объект исследования: студенческая молодежь города Ярославля.

Предмет исследования: религиозность студенческой молодежи.

Цель исследования: выявить особенности религиозности современной студенческой молодежи. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить элементы религиозного мировоззрения и религиозную активность молодого поколения,

2. Проследить, каким образом степень религиозности студентов сказывается на их поведении,

3. Изучить проявление в сознании и поведении современной молодежи таких типов религиозности, как формальная и истинная религиозность,

4. Изучить отношение студенческой молодежи к новым религиозным движениям.

Так как данная проблема является малоизученной, то наше исследование не имеет гипотезы и будет носить разведывательный характер.

Метод исследования: выборочный опрос с помощью индивидуального анкетного опроса. Выбор данного метода обусловливается тем, что анкетные опросы широко применяются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области. Опрос – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их мнениях, интересах, склонностях и мотивах деятельности. Также большим преимуществом анкетного опроса является низкие материальные затраты проведения.

Для изучения религиозности молодежи города Ярославля, мы использовали анкету, состоящую из 28 вопросов, из которых 8 вопросов направлены на определение социально-демографических характеристик респондентов.

Объем выборки : 50 человек. Из них 25 юношей и 25 девушек в возрасте от 17 до 30 лет.

Паспортичка выборки:

1. Эмпирический объект – жители города Ярославля;

2. Исследование выборочное;

3. Генеральной совокупностью выступают жители города Ярославля;

4. Используется двухступенчатая кластерная выборка: на первом этапе с помощью карты города выделяются все высшие учебные заведения города; на втором этапе опрашиваются студенты отобранных учебных заведений методом сплошного опроса.

5. Единицей наблюдения выступает отдельный человек.

Данное исследование проводилось в 3 этапа:

1. Подготовка инструментария.

2. Сбор социологической информации методом индивидуального анкетного опроса.

3. Обработка полученных данных.

Операционализация понятий:

Возраст для исследования: молодые люди от 17 до 30 лет. Выбор данных возрастных рамок обусловлен тем, что респонденты не только должны относиться к социальной группе молодежи по возрасту (в соответствии с этим была выбрана верхняя граница возрастного распределения), но и являться студентами высших учебных заведений г. Ярославля (что обусловило нижнюю границу возрастного коридора).

Религиозность – приверженность личности к религии, то есть ее положительное восприятие и усвоение, следование ее нормам, установлениям и традициям, включение в ее институциональные структуры, ее воспроизведение в поведении.

Истинная религиозность – состояние индивидуального сознания, выражающее приверженность к определенной религии, веру в основные ее постулаты, принятие и следование ее предписаниям.

Формальная религиозность – внешняя форма религиозности, выражающаяся в демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного культа при проявлении равнодушия в вопросах веры.

Респондентам был предоставлен опросный лист, состоящий из 24 вопросов для обязательного заполнения и 4 вопросов паспортички. Основную структуру опросника составляли закрытые вопросы с вариантами ответов.

Для обработки результатов исследования была использована программа Microsoft Excel. А основе полученных результатов были построены соответствующие графики и диаграммы, что позволило более наглядно представить результаты исследования.

В данном исследовании использовались критерии религиозности, названные в одной из публикаций Синелиной Ю.Ю.: самоидентификация себя, как верующего человека, посещение храма, частота молитвы, соблюдение постов, частота исповеди, отмечание религиозных праздников, чтение религиозных текстов, наличие священных предметов в доме.

По перечисленным критериям становится возможным определить религиозность интересующей нас социальной группы. Проявление истинной религиозности будет определяться по приоритетным ценностям в сознании респондента и наличию религиозной веры.

Одним из самых важных, на наш взгляд, может считаться вопрос о самоидентификации респонденов.

На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы себя верующим?» положительно ответили 84% респондентов, а 16% составили неверующие, принявшие участие в опросе.

Причем, можно отметить, что среди юношей респондентов, определивших себя как неверующие, гораздо больше, чем среди девушек: соответственно 28% и 4% всех опрошенных обоего пола.

По вопросу вероисповедания опрошенные разделились следующим образом: большинство опрошенных (76%) считают себя православными христианами, 4% придерживаются мусульманского вероисповедания, по прежнему 16% назвали себя неверующими или атеистами. Интересно, что 4% респондентов, хоть и считают себя верующими, на вопрос о вероисповедании ответить затруднились, что можно интерпретировать, как неопределенность жизненных позиций и размытость социокультурных ориентаций в сознании респондентов, ответивших подобным образом.

Перейдем к рассмотрению ответов респондентов по критериям религиозности Ю.Ю. Синелиной.

Первым из названных критериев является посещение храма. На соответствующий вопрос анкеты: «Как часто Вы посещаете церковь (мечеть, синагогу и др.)?» были получены следующие ответы.

Ни один из респондентов не ответил, что посещает церковь один раз в неделю или даже один раз в месяц. Большинство опрошенных (60%) посещают церковь несколько раз в год. Богослужения и религиозные праздники посещаю 28% респондентов, в их числе опрошенные мусульмане. Это может быть связано с тем, что эта группа верующих не имеет возможности посещать мечеть чаще, поскольку их мало в регионе. Так же в числе респондентов, посещающих церковь по праздникам, оказались 50% опрошенных, назвавших себя атеистами. Возможно, этот факт объясняется наличием определенных правил и традиций в их семьях и ближайшем окружении, которые навязываются и им. Этот фактор можно считать свидетельством формальной религиозности, поскольку респонденты себя как верующих не идентифицировали.

12% опрошенных в церкви не были никогда. Причем такой ответ дали только те респонденты, которые не причислили себя к какой-либо религии, а также затруднившиеся с определением собственной религиозной принадлежности.

Следующим критерием религиозности выступает частота совершения молитвы. На вопрос «Как часто Вы молитесь?» были получены следующие результаты:

Большая часть респондентов совершает молитву только находясь в критической жизненной ситуации. Такой вариант ответа выбирали в основном православные респонденты. Однако можно ответить интересный факт, что 37,5% неверующих респондентов так же молятся в критической ситуации. Этот факт также можно расценивать как говорящий о формальной религиозности ответивших подобным образом. В критической ситуации молитва осуществляется неосознанно, на всякий случай, можно даже сказать машинально. При отсутствии идентификации себя с религиозной культурой, такое поведение можно расценивать как подражание поведению или даже просто лингвистическим формулам окружения.

16% респондентов не молятся никогда, а 24% - затруднились с ответом на этот вопрос. Объяснить это можно также размытостью социокультурных ориентаций и формальностью самого процесса молитвы для таких респондентов. Этот религиозный ритуал они не формализуют в своей жизни и не отводят ему достаточного значения.

Соблюдение постов – следующий критерий религиозности по Ю.Ю. Синелиной. На вопрос: «Соблюдаете ли Вы посты?» ответы распределились следующим образом:

Абсолютное большинство опрошенных не соблюдают постов. В число этих респондентов попали все атеисты, все респонденты, затруднившиеся с определением своего вероисповедания, а также 84% опрошенных, считающих себя православными. Этот факт также можно отнести к показателям формальной религиозности среди современных молодых верующих. В настоящее время наблюдается тенденция к избирательному соблюдению морально-этических норм определенной религии. Проще говоря, современные верующие сами выбирают, какие из заповедей им легче исполнять.

Соблюдают посты время от времени только 4% опрошенных, причем так ответили только те, кто придерживается мусульманского вероисповедания. Можно предположить, что отсутствие постоянно соблюдающих все посты среди респондентов объясняется их социальным положением. Все опрошенные – студенты, это затрудняет строгое следование всем религиозным нормам.

12% опрошенных пробовали когда-то соблюдать пост, но это у них не получилось. Среди ответивших таким образом оказались только 16% православных.

Следующий критерий – частота исповеди. Респондентам был задан вопрос: «Бывали ли Вы на исповеди?».

Ни один из респондентов не ответил, что посещает исповедь регулярно или хотя бы несколько раз в год, из чего следует, что эта религиозная норма современными верующими практически перестала соблюдаться. Подавляющее большинство опрошенных не посещали исповедь никогда, причем среди них есть как атеисты, так и респонденты, относящие себя к верующим. 22% опрошенных посещали исповедь 1-2 раза. Можно предположить, что эти посещения носили формальный характер и были совершены под влиянием старшего окружения, традиций, либо из любопытства и более не повторялись. Причем, такой ответ также дала четверть всех респондентов, относящих себя к неверующим, что также можно объяснить, как однократное посещение исповеди под влиянием окружения или обычаев.

На вопрос «Читали ли Вы священные книги (Библию, Коран и т.д.)?» респонденты ответили следующим образом:

Практически все опрошенные когда либо читали культовую литературу, включая в том числе и неверующих. Не читали религиозных книг никогда только 4% респондентов, причем только те, кто отнес себя к атеистам.

На вопрос «Хранятся ли в Вашем доме предметы, которые имеют отношение к религиозному культу?» все без исключения респонденты ответили положительно. Даже в современном мире сложно встретить человека, у которого в доме абсолютно отсутствовали бы такие предметы. Однако, существенно различаются мотивы их хранения.

Более половины опрошенных действительно относятся к культовым предметам, хранящимся в их домах, как к священным. В эту группу попали лишь те респонденты, которые относят себя к верующим. Такое отношение к религиозным предметам можно расценивать как черту истинной религиозности в современных верующих студентах. Однако, 67% из всех респондентов, относящих себя к верующим, все же ответили, что культовые предметы хранятся в их домах лишь как память о родственниках. Этот факт говорит о проявлении формальной религиозности в сознании большинства верующих респондентов. 12% дали ответ о том, что религиозные предметы хранятся в их домах без определенной цели. В эту группу попали только неверующие респонденты.

Таким образом, в ответах респондентов присутствуют все критерии религиозности. Но для их подтверждения были заданы дополнительные вопросы, которые могли бы указать на интересные особенности религиозности молодежи, как отдельной социальной группы.

На вопрос, в каких случаях мнение священнослужителя имеет значение для респондента, были даны следующие ответы:

Подавляющее большинство респондентов указали, что мнение священнослужителей не имеет для них абсолютно никакого значения ни в одной из сфер жизни. В эту группу попали как неверующие, так и 55% из тех респондентов, которые отнесли себя к верующим. Этот факт может говорить как о формальной религиозности опрошенных, так и об общем падении уровня доверия к церкви, как социальному институту, падении популярности ее служителей. 32% респондентов все же руководствуются мнением носителей священного сана в вопросах морали и нравственности. И только 4% респондентов готовы следовать советам священнослужителей в вопросах, касающихся решения семейных проблем. Принятие решений на работе и оценка политической ситуации для респондентов не являются сферами, где бы требовался совет лиц, обладающих духовным саном.

Чтобы точнее определить степень религиозности, необходимо также выяснить, каким образом религия отражается на поведении респондентов. Для этого был задан вопрос: «Как религия влияет на Ваше поведение?».

Большая часть респондентов (76%) свое поведение выстраивает исходя из реальной ситуации, а не из требования заповедей. В эту группу попали все респонденты, назвавшие себя атеистами, а также более половины (71%) из числа верующих, что можно считать признаком формальной религиозности в их поведении. Только 24% опрошенных ответили, что стараются следовать заповедям по мере возможности, это можно расценивать как достоверный признак их религиозности. Постоянное следование религиозным заповедям не свойственно для современных молодых верующих, так не ответил ни один из респондентов.

Респондентам были предоставлены несколько утверждений. Им предлагалось выразить свое согласие либо несогласие по этому поводу.

Только 10% респондентов считают, что наука более важна для общества, чем религия. В эту группу попали только неверующие респонденты. 90% опрошенных считают, что религия и наука равноважны для человека. Некоторые неверующие также считают, что религия необходима, т.к. выполняет ряд важных функций в жизни общества. Верующие же также считают науку полезной и важной. Такое распределение ответов отражает социальный статус респондентов, которые являются студентами, т.е. людьми, в жизни которых наука занимает важное место. Ни один из респондентов не ответил, что религия для человека важнее, чем наука, что говорит о потере религией доминирующей роли в сознании современной молодежи.

Чтобы узнать, насколько респонденты осведомлены о положении религиозности в современном обществе, им был задан контрольный вопрос: «Как Вы считаете, с чем связан процесс возрождения религиозности в современной России?». Для ответа на этот вопрос было перечислено несколько вариантов ответа. Были получены следующие результаты.

62% опрошенных считают, что процесс возрождения вызван в первую очередь необходимостью возрождения нравственности в России. Половина опрошенных считают, что возрождение религиозности связано с трудными жизненными условиями сложившимися в стране. Многие обращаются к религии, когда им необходима психологическая поддержка, либо в том случае, когда все остальные способы улучшить собственное положение оказываются бессильны. Здесь и реализуется психологическая функция религии. 38% респондентов называют причиной процесса возрождения моду на все новое и таинственное. Это явление связано с тем, что в последние годы СМИ все больше пропагандируют интерес к сверхъестественному, многочисленным магам, целителям и т.д. Таким образом люди пытаются наполнить свою жизнь чем-то необычным, таинственным, отвлекающим от серых будней.

Так же респонденты обуславливают процесс возрождения религиозности неспособностью науки ответить на многие вопросы (25%), интересом к традициям своего народа (16%), навязыванием религии со стороны государства (12%) и необходимостью подъема национального самосознания (10%).

Чтобы проследить наличие истинной религиозности в сознании респондентов, в анкете было предложено несколько утверждений. Респонденты должны были выразить свое согласие или несогласие. Были получены следующие результаты.

С утверждением о том, что Бог – суть всего сущего на Земле, не согласны все представители неверующей молодежи. Остальные мнения разделились: 38% опрошенных согласились с этим утверждением, а большая часть всех респондентов (46%) затруднились с ответом на этот вопрос. В группу затруднившихся ответить попали только респонденты, относящие себя к верующим. Эта группа составляет 55% всех верующих респондентов, что может свидетельствовать о шаткости и несформированности взглядов на мир современных верующих. В их сознании отсутствует конкретный ответ о месте Бога в окружающем мире.

Равные доли респондентов (по 26%) высказали согласие и несогласие с суждением о наличии убедительных доказательств существования/несуществования Бога. Почти половина (48%) всех респондентов не имеют определенного мнения и по этому вопросу. Причем вся эта группа представлена исключительно респондентами, назвавшими себя верующими (затруднились с ответом 57% всех верующих). Такой ответ можно объяснить как несформированным мировоззрением, так и недостатком информации у молодых людей о существовании таких доказательств.

С утверждением о том, что истинный интерес для человека должен представлять только тот мир, в котором он живет, согласились исключительно неверующие респонденты. Мнения верующих вновь разделились: 28% отрицают справедливость данного утверждения, более половины опрошенных (56%) затрудняются ответить и на этот вопрос.

Чтобы определить, какая функция религии реализуется в современном мире больше, респондентам было предложено продолжить фразу: «Религия дает человеку…». Были получены следующие результаты:

Почти половина опрошенных указали, что религия дает человеку спокойствие (душевное спокойствие, спокойное сердце, спокойную жизнь, успокоение и т.д.), 26% респондентов считают, что религия дает уверенность. Так же респонденты ждут от религии поддержки (4%), надежды на лучшее (12%) и прибавления внутренних сил (2%). В целом все эти ответы (96%) можно расценивать как реализацию психологической функции религии. В свою очередь 8% респондентов, среди которых исключительно неверующие, считают, что религия ничего положительного человеку не дает, а лишь поддерживает в его сознании ложные надежды и иллюзии.

Для того, чтобы определить наличие у респондентов истинной религиозности нам необходимо выявить наличие религиозных убеждений и верований. Чтобы определить верования респондентов, был задан вопрос: «Верите ли Вы в…?»:

В жизнь после смерти верят лишь 12% опрошенных, причем все они относят себя к верующим. 26% отрицательно ответили на этот вопрос. В эту группу попали как неверующие респонденты, так и верующие. Подобным образом ответили 19% от числа всех верующих респондентов, что можно отнести к проявлению формальной религиозности, как несоответствие с основными религиозными верованиями. Большинство опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Такой ответ давали как неверующие, так и верующие молодые люди (так ответили 66% от всех верующих респондентов), что может говорить о неопределенности их мировоззрения. Определенного мнения на этот счет большинство молодых людей не имеет.

В Черта, Дьявола или Сатану верят 24% опрошенных, все они относят себя к верующим. Отрицательно ответили на этот вопрос все неверующие респонденты, а так же часть верующих (26% от всех верующих респондентов), что так же противоречит основным религиозным канонам православия и ислама, представители которых попали в выборку. Основная часть верующей молодежи и на этот вопрос затруднилась дать конкретный ответ.

Абсолютное большинство респондентов в переселение душ не верят. Но и среди верующих, и среди неверующих нашлись респонденты, которые дали положительный ответ на этот вопрос. 17% опрошенных затруднились ответить. В эту группу попали только верующие респонденты.

Затруднившихся ответить на вопрос о вере в гадания не оказалось. Все респонденты однозначно обозначили свою позицию по этому поводу. Большая часть опрошенных в гадания верят, причем половина неверующих респондентов также дали положительный ответ на этот вопрос.

Мнения по поводу веры в приметы разделились поровну между положительным и отрицательным ответом на этот вопрос. Интересно, что большая часть неверующих респондентов ответили, что верят в приметы.

Ровно половина опрошенных верят в магию и колдовство, причем в их числе вновь оказываются и неверующие респонденты. Не верят в колдовство 36% всех верующих и половина всех неверующих респондентов. Некоторые опрошенные также затрудняются ответить на этот вопрос.

Таким образом, можно отметить среди современной молодежи неопределенность и избирательность верований, суждений и взглядов. Молодые верующие еще не имеют собственной до конца сформированной позиции и мировоззрения, поэтому большое влияние на них оказывают традиции, обычаи, мода и мнения окружения.

84% респондентов считают, что совершенно не важно строго соблюдать религиозные обряды. Так считают все неверующие и 81% всех верующих респондентов.

Современные взгляды молодежи таковы, что человек может действительно верить в Бога искренне, но не выражать это в своем поведении (не ходить в церковь, не соблюдать посты и т.д.).

В качестве приоритетных ценностей респонденты в основном выделяют материальные, такие как здоровье, семья, друзья и т.д. Лишь у 4% опрошенных вера выступает как ценность.

Чтобы определить отношение студентов к новым религиозным движениям, респондентам был также задан вопрос. Ответы распределились следующим образом:

Диаграмма отражает неопределенность мнения по этому вопросу большинства респондентов. Всего чуть больше четверти опрошенных заявили, что на их мнение влияет направленность движения. Однако однозначно положительного или отрицательного мнения об этом явлении не сформировано ни у одного из респондентов.

Кроме перечисленных респондентам были заданы еще несколько вопросов.

На вопрос о том, как часто респонденты интересуются личным гороскопом, только 36% опрошенных заявили, что они не верят в гороскопы и не интересуются ими. Остальные 64% респондентов, среди которых оказались как верующие, так и не верующие, ответили, что все же интересуются своим гороскопом от случая к случаю. Однако на следующий вопрос о том, как часто респонденты обращаются к гадалкам\целителям\астрологам большинство респондентов (64%) уже дали ответ, что они не верят и не пользуются подобными услугами. Остальные 36%, в числе которых снова наблюдаются и верующие, и атеисты, бывали у таких специалистов 2-3 раза.

В оценке образа священнослужителя большинство респондентов (62%) высказали негативные мнения. Для них священник – это обычный человек, специфический работник и даже обманщик. Положительный образ сложился лишь у 38% опрошенных. Они по отношению к священнослужителю использовали такие определения как «друг», «наставник», «помощник» и т.д.

Для 80% опрошенных религиозность друзей и знакомых никак не влияет на отношение респондента к ним. Для 20% опрошенных мнение о коллеге или знакомом зависит от того, во что именно он верит.

Определение «Религиозная свобода» несет положительный оттенок в сознании большинства респондентов и у 84% опрошенных ассоциируется со свободой выбирать свое вероисповедание независимо от рамок общества и государства. 6% респондентов негативно отнеслись к данному словосочетанию, определив его как набор религиозных рамок и иллюзорную свободу.

С членами семьи и родителями о Боге и религии беседовали 64% респондентов, остальные 36% указали, что таких бесед члены семьи с ними не проводили.

Молодежь и религия

Введение

Молодежь и религия

Отношение к религии молодежи Татарстана

Заключение


Введение

социологическое религиозное молодежь

Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.

В нашей стране в настоящее время наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия.

Примеры массового религиозного обращения мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах - в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то коммерческих или даже политических интересов.

Специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследований, как правило, является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях.

Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин. Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.

Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает религиозность молодежи, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи религиозным ценностям и системам.

Молодежь и религия

Общество нуждается в новом подходе к воспитанию молодого поколения. Как молодежь относится к религии? Чтобы ответ был более объективным, надо учесть одно важное обстоятельство. Любая религия имеет две ипостаси:

Источник духовного роста и умировотворения (этическое учение Корана, арабское письмо и книга для татар, Библия и западная литература и живопись по библейским сказаниям и т.д.);

Источник конфликтов:

а) внутри человека (верить - не верить и т.д.);

в) конфликты двух сторон (муллы между собой, духовенство и граждане, духовенство одной религии и другой, мусульмане и христиане и т.д.).

Отношение молодежи к религии во многом будет зависеть от того, с какой стороной религии он столкнулся впервые (лично, в семейном споре и т.д.), какое эмоциональное впечатление она оказала на него, какое логическое представление сложилось в уме этого человека.

Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%;безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%. Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.

Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.

Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.

Уважение к национально-конфессиональным традициям, однако, вовсе не означает готовности беспрекословно следовать социально-политическим и духовным предписаниям религиозных лидеров. Так, на вопрос: "Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации в духовной и общественной жизни нашей страны? ", ответы распределились следующим образом. За активную роль конфессий именно в общественно-политической жизни общества высказалось лишь 5,4% молодых респондентов. Значительно больше (24,0%) считают, что деятельность конфессий должна быть направлена только на удовлетворение религиозных потребностей верующих, и почти половина (49,2%) молодых людей полагает, что деятельность конфессий должна быть строго ограничена - служить укреплению духовности и нравственности в обществе. Сходные ответы были получены и среди взрослого населения (соответственно 7,0%; 24,0%; 59,7%).

Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам (верующие в Бога - 56,1%, колеблющиеся - 52,4%, верующие в сверхъестественные силы - 58,4%, индифферентные - 35,0%, неверующие - 34,2%), а также конфессиональных групп (православных - 56,0%, мусульман - 60,0%, католиков 75,0%, протестантов - 64,3%, буддистов - 50,0%).

Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались я сферы, лежащие вне их компетенции.

Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к государственно-церковным отношениям. Интересно, что верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Тезис о том, что православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство же религий перед законом, независимо от их вероучения и истории поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.

Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%), а наименее расположены к этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%). За равенство религий выступает большинство во всех мировоззренческих группах с удивительно равными показателями - около среднего значения по молодежной выборке 40,0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения - 40,8%. Среди сторонников оказывать предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5% (неверующие).

В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6% буддистов при полном отказе от этого респондентов - мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий нашла более значительную поддержку у 37,0% православных, 44,0% буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80,% мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались, естественно, представители этих же конфессий - 24,2% православных, 20,0% мусульман, 22,2% буддистов и только 14,3% протестантов.

Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны, конечно, не только вербальные суждения. Убедиться в том, что отношение к вере, восприятие ее норм и правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы на ряд вопросов, раскрывающих действительное место религии в повседневной жизни опрошенных.

Примечательно, что верующая молодежь чуть менее пессимистично оценивает перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.

В группе верующих больше проявляется и патриархальное, исконно русское понимание "правильности" (справедливости) норм социального общежития, что продемонстрировали ответы на вопрос о том, как надо относиться к Закону. Среди склонных его соблюдать во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним реальностям, верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше, чем безразличных и неверующих (7,9% и 8,2% против 13,9% и 11,0%). Значительно ближе для верующих идея "не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет, - главное, чтобы это было справедливо" (соответственно 36,5% и 42,4% против 28,1% и 28,8%).

Отношение к религии молодежи Татарстана

По данным исследований не без влияния московских телепередач 90% молодых людей разных национальностей в Татарстане считают, что религия способна поднять духовный, нравственный уровень человека. С религией она связывает проявление таких качеств личности как душевность (66%), жизнерадостность (82%), забота о людях (78%), терпимость (76%), уважение к людям (61%).

Татары возлагают большие надежды на формирование нравственного сознания молодежи на основе учения Корана, с помощью мусульманских традиций. Да, эти традиции еще не умерли в сознании старшего поколения, которое хотя и слабо, но пока влияет на умы молодежи. Видимо, поэтому положительное отношение к возрождению религиозных ценностей высказало 58% опрошенных, отрицательное отношение - 34%. Несмотря на высокую оценку религии, в среде учащейся молодежи только 12% активно ориентированы на нормы и предписания Корана или Библии. Только 8% из них формирует новое отношение к себе и людям, явлениям общественной жизни под воздействием религиозного чувства и учения; лишь для 5% опрошенных религиозный опыт положительно сказывается на занятиях учебой, наукой, искусством, культурой.

Положительное отношение молодежи к религии говорит об объективной потребности в идеологической направленности сознания, о поиске духовной опоры в жизни, о естественном стремлении человека к познанию истины. Ученые такое отношение считают результатом больше импульсного (т.е. подсознательного), чем сознательного выбора. Действительно, у молодежи нет глубоких знаний в области религии, 65% показывает лишь отрывочные, бессистемные знания по истории христианства и Ислама; у половины опрошенных молодых людей нет знаний основных этических норм и положений этих религий; 83% слабо ориентируются в содержании религиозных сюжетов, только 10% читают Библию и Коран (кстати, татары читают его на русском языке).

Однако тут возникает целый ряд проблем. Например, по недавно принятому Думой и подписанному Президентом РФ закону о свободе совести, религия отделена от государства. Но мы видим, как широко представлено православие в государственных структурах или в процессе их функционирования (армия, открытие государственных и общественных зданий и т.д.). Если мусульманское богослужение показывается по московскому телевидению три раза в год, то служба в церквах или православные ритуалы по тому или иному поводу мы видим на экране ежедневно. Здесь есть над чем задуматься политикам.

Почему так ставится вопрос? Во-первых, мы живем и работаем в экстремальных условиях "дикого капитализма", психологическая напряженность очень высока, условия распространения Ислама среди мусульман стали жесткими. Об этом более подробно говорится в интервью муфтия Равиля Гайнутдина, в газете "Республика Татарстан" от 13 сентября 1997 года. В статье "Кто загоняет Ислам в угол?" муфтий, в частности, сказал: "Усиление роли религии в жизни России идет параллельно с ростом явлений, подрывающих устои государства, ведущих к дестабилизации. С падением тоталитаризма в обществе воскрес национализм...

У современной молодежи наблюдается более высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, к другим народам... Среди 16-25 летних молодых людей доля отрицательно относящихся к Исламу в 2,6 раза больше, чем у старших поколений... По опросу 1994 года (до начала войны в Чечне) свыше 70% молодежи Санкт-Петербурга выразили неприязнь к какой-либо национальности и к мусульманам, как религиозному единству, в частности". Об этом же говорит и активное муссирование по ТВ понятия "кавказцы", заменившее прежнее слово "инородцы".

Влияние мусульманского духовенства распространяется пока только на старшее поколение, в основном женщин. Молодое поколение, хотя и осознает значимость религии, пока не включается в освоение религиозного учения. Общее образование детей и молодежи в государственных школах с утверждением Министерства образования РФ "стандарта" содержания обучения не стимулирует отхода от атеистического мировоззрения и принятия на веру учения Корана и Сунны.

Заключение

По данным различных исследований видно, что за последнее десятилетие молодежь стала более религиозной.

Религиозная стратификация молодежи оказывается чрезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, - ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского, так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопределения монополизируется более зрелыми возрастными группами.

Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет голографическое отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.

Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.

Список использованной литературы

  1. Исследование СМТУ по заказу Русской Православной церкви.
  2. Исследовательский проект «молодежь и религия» Нижегородского госуниверситета.
  3. Православная народная газета (Самара): июнь 2003г. статья «Молодежь и религия: социальный аспект».
  4. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи //Социс.- 1998.- №6.
  5. Конспект лекций.