Манифест коммунистической партии основные идеи кратко. Манифест свободного сознания. Неспешная мысль не спешит

С миру по нитке…

ВНИМАНИЕ:

-перепишите манифест под себя и свои нужды.
-при чтении сохраняйте РОВНОЕ спокойствие, а лучше быть на радостных вибрациях.
-просьба не использовать манифест как молитву, от этого качество только теряется.
только искренность будет услышана, а не чьи-то формулы, сколько бы раз вы их не повторяли!

Текст был изначально написан для групповой практики, но прекрасно работает и в индивидуальном порядке. Описание принципов — черным цветом. Сам манифест — синим.

Если внутри вас возникают противоречия или несогласие с пунктами манифеста, вы имеете полное право переписать их соответствующим образом и аннулировать со своей стороны.

Немного вводных данных:

Реальность – это консенсус мнений населяющих её сознаний. Эти мнения подразумевают, среди прочего, то, что мы думаем, во что верим, как видим наше будущее и каким языком кодируем. Убежденный в предстоящей войне и порабощении рано или поздно их получит. Убежденный в мире и неприкосновенности своей воли притянет к себе соответствующую реальность свободы и процветания. Давая себе установки («все будет хорошо», «я здоров» и т.д.), визуализируя будущий результат, молясь или медитируя, мы можем направлять нашу реальность в том или ином направлении, особенно если делаем это совместно. Например, шаманы всего мира практикуют групповые медитации на погоду и урожай, а Девид Уилкок утверждает, что коллективные медитации способны на 2/3 снижать криминальную активность:

В любом случае, чем больше участников верят в ту или иную ветку реальности, тем больше она наполняется их вниманием и накачивается потенциалом. При этом сила каждого участника не просто суммируется со всеми остальными, а умножается, создавая мощный канал — луч всеобщего намерения.

Предлагаю провести групповую работу и сформировать четкое коллективное намерение на изменение нашей реальности в сторону более созидательного пути развития. Цель эксперимента – кодировка реальности через доступный нам – обычный разговорный язык, ибо другие пока не открыты для вольного использования.

Данный метод был неоднократно опробован в сеансах и показал достаточно мощные результаты даже при наличии двух участников (гипнолог+погружаемый). В группе будет еще сильнее. Хранители неоднократно просили всех читателей (в медитациях) и гипнологов (в сеансах) проговаривать его по мере желания.

Данный текст сделан специально для тех, кто хочет участвовать во всеобщей работе, но не уверен в своих силах и не знает, как самостоятельно входить в медитационные состояния. Попробуйте его, не поленитесь, ведь вы же приходите на этот блог не просто покрутить пальцем у виска, не так ли?

Хотите изменений, переходов, расширения сознания? Начните с себя. Станьте этими изменениями!

В любом случае терять нам нечего, а эффект данной работы может иметь действительно грандиозные последствия.

Текст обычным синим шрифтом лучше проговаривать вслух достаточно громко, смело и уверенно, дабы каждое слово вибрировало в глубине вашего сердца, и было тем самым прописано в инфо-полях и кристаллах. Произносить лучше стоя, чтобы поток проходил через ваше тело и вибрировал с максимальным расширением (можно и сидя, как вам удобней).
ОБЯЗАТЕЛЬНО для начала прочитать и осознать синий текст, а не просто бездумно повторять (можно дополнить своими идеями при желании). Текст курсивом = пояснения.

Совершенно не обязательно читать его полностью. Вы можете сократить, переписать или дополнить текст своими словами, если какие-либо моменты вам не нравятся, не находят отклик, нуждаются в детальном описании под личную ситуацию.

Главное, чтобы вы ВЕРИЛИ В СВОИ СИЛЫ И НАХОДИЛИСЬ В ХОРОШЕМ РАСПОЛОЖЕНИИ ДУХА ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ РАБОТЫ! Если не верите, лучше отложить. Если находитесь в плохом настроении, лучше послушать/ посмотреть/ почитать что-нибудь веселящее, приподнимающее тонус.

В идеале, ваше намерение должно пронизывать каждую клетку, орган, чакру и кристалл вашего тела, далее распространяясь на каждый кристалл Земли, начиная с ближайшей к вам ключевой точки (места силы) центрального .

Обращение производится в форме «МЫ», потому что вы говорите не только за себя, но и за целую цивилизацию живых существ, живущих в вашем собственном теле (клетки, органы, системы, кристаллы), а также за всю цивилизацию землян, клеткой которой сами являетесь. (Если вы не чувствуете себя комфортно, говоря «МЫ», можете говорить Я, но это нарушает главную идеологию и чистоту эксперимента, в котором вы решили принять участие )

Данный эксперимент не является открытым вызовом системе, а мирным решением существующих проблем социума и цивилизации в целом через переформатирование полей сознания, а не через борьбу, энергия которой давно используется против нас самих.

МАНИФЕСТ СВОБОДНОГО СОЗНАНИЯ. Часть первая:

Мы духи, единые с Творцом, дети матери Земли, звездного Космоса и всего Мироздания. Мы просим Отца/ Творца, наши высшие аспекты, хранителей, наставников и учителей установить над нами полную защиту и активировать защищенный канал связи между всеми нами на высшее благо, самым благоприятным образом.

Мы осознаем себя как часть Единого целого, чистого, свободного, ничем не ограниченного сознания и действуем исключительно на высшее эволюционное благо всех живых существ и индивидуальных клеток Творения, развивающихся как единый, многомерный и многоликий организм, лучезарный Разум Мироздания.

-Мы просим очистить наши кристаллы от вредоносных программ, активировать и синхронизировать их с истинной кристаллической решеткой Матери-Земли и прописать в каждом из них нижеследующий манифест, исполнение пунктов которого начинается с момента здесь и сейчас, распространяется по всем пространствам, временам, вариантам и расам, по мере возможности и необходимости, основываясь на готовности и светимости участников, а также с благословения их Высших Аспектов, наставников и учителей, и следуя исключительно вселенскому правилу «не навреди»:

1. Мы, души, находящиеся в полях сознания этой планеты, солнечной системы, галактики и вселенной, обращаемся к нашим прародителям, Творцам, предтечам, родным аспектам, кристаллам и звездным цивилизациям, имеющим исключительно созидательные мотивы и чистые помыслы, с целью сотворения общего эволюционного процесса и Творческого Замысла. Мы просим принять данное послание и распространить его по всем информационным полям этой и других вселенных, а также записать эту программу на каждый возможный кристалл и в каждой клетке сознания, способных принять этот сигнал о помощи и декларацию нашей независимости, и передать их далее по космическим нейронным сетям. Это обращение относится ко всем известным нам цивилизациям, включая Плеяды, Сириус, Альдебаран, Андромеду, Ригель, Орион, драконов, ангелов, архангелов, наставников, учителей и хранителей родов, а также всем нам доселе неизвестным в текущем воплощении.

Мы просим поставить эти системы в известность о нашей изъявленной воле и пресечь любое дальнейшее влияние с их стороны, а также разорвать все связывающие нас контракты, если таковые имеются и были получены через обман, насилие, заблуждение или в состоянии эмоциональной нестабильности. Любые воздействия без нашего ведома или путем обмана/ заблуждения далее запрещены. Любые контракты, клятвы и обещания, подписанные или данные нами в состоянии эмоционального возбуждения, заблуждения, либо полученные путем обмана, аннулируются здесь и сейчас и сгорают во вселенской печи.

Мы также обращаемся к высшим фракталам этих цивилизаций и просим направить на них пробуждающие лучи внимания, дабы напомнить всем им о своей божественной сути и предназначении, вывести из земного сна и, по мере возможности, вернуть в домашние миры, где их эволюция станет более плодотворной. Мы отказываемся от борьбы с этими системами и выражаем намерение на мирное разрешение ситуации.

5. Мы просим установить прямую связь и защиту над всеми нашими близкими и незнакомыми братьями и сестрами, имеющими отношение к данному манифесту и ожидающими его активации, дабы их опыт и уроки были достаточно усвоены в текущей реальности.

6. Мы просим предоставить максимальную энергоинформационную поддержку, дабы в кратчайшие сроки очистить истинную кристаллическую решетку Земли и каждый кристалл в ней, а также все индивидуальные частицы Единого Сознания, будь то воплощенные или нет, саму Землю и все её многомерные тела от любого энергетического и ментального мусора, серого тумана, вируса страха, ментальных и психоэмоциональных вирусов, техногенного и техномагического оборудования и других типов подключений, подавляющих наше чистое космическое сознание и память.

Мы требуем, чтобы любое воздействие на нас в дальнейшем проводилось исключительно в рамках нашей свободы воли — с нашего осознанного согласия и разрешения в этой реальности. Не в снах, не в иных реальностях, а именно там, где мы можем сделать осознанный и взвешенный выбор.

Мы запрещаем брать слепки наших фантомов и отпечатков ДНК в любом виде и для любых целей, и возвращаем себе все снятые с нас фантомы и отпечатки здесь и сейчас, очищая их в свете Творца.

Мы также требуем немедленно прекратить трансляцию катастрофических сценариев посредством «вещих снов и предсказаний», транслируемых через ваших агентов и псевдо пророков на массы доверчивых читателей с целью накачать человеческим вниманием и потенциалом выгодные вам ветки реальности. Мы забираем свое внимание из этих веток реальности и требуем вернуть потенциал всем тем, кто был введен вами в заблуждение посредством подобных пророчеств.

7. Мы просим силы, мудрости, энергии, изобилия, независимости, процветания, притяжения нужных нам людей и событий, влияющих на наш общий созидательный процесс. Просим соединить наши сердца и сознания с теми из наших соратников, которые работают в подобных направлениях, дабы поддерживать с ними непрерывную и постоянно усиливающуюся связь через каналы наших открытых сердец.

8. Мы просим предоставить нам все те возможности, Знания, Силы методики развития и коммуникаций, будь то между собой на Земле или с иными мирами, к которым мы имеем доступ в иных воплощениях, и которые наиболее подходят каждому из нас на данном этапе развития, а также могут быть поддержаны нашими текущими телами-носителями, дабы обеспечить оптимальное расширение клеток сознания.

9. Мы – Творцы своего мира! Мы принимаем полную ответственность за наши последующие действия, выражаем готовность осуществлять их на высшее благо всех живых существ, а также просим активацию памяти своего истинного предназначения, возможностей и потенциала. Мы выражаем свою готовность к принятию информации в виде озарений, снов и мыслепакетов, способствующих нашему развитию и находящихся в глубине наших сердец.

10. Мы прощаем себя и отпускаем чувства вины во всех воплощениях, временах и пространствах. Мы прощаем всех тех, кто мог обидеть нас во всех воплощениях временах и пространствах. Мы просим прощения у тех, кого могли обидеть сами, во всех воплощениях временах и пространствах. Мы забираем свое внимание из всех миров, сущностей и игрушек, созданных, но забытых нами, дабы освободить энергию для дальнейшего развития и позволить всеобщему эволюционному процессу продолжиться далее. Мы просим все части нашей многомерной души воссоединиться с нами здесь и сейчас.

Мы просим наши цивилизации и высшие аспекты объединить общие усилия в этой работе и провести поток чистого сознания через наши тела, дабы очистить наши системы от ментального мусора, активировать истинную защитную кристаллическую решетку Земли и синхронизировать проявленные нами намерения с Её центральным Кристаллом и его портальными точками на поверхности планеты, а также наполнить эфир информацией о Манифесте, дабы он был принят и передан далее всем живым существам. Мы запрашиваем активацию пробуждающей волны, работающей на высшее благо нас самих и наших заспавшихся братьев и сестер, на истинную кристаллическую решетку Земли и провести эту волну через наши тела для чистки нас самих, а также наших близких (будь то воплощенных или нет), элементалей, хранителей мест силы, духов природы, животных, растений, камней, воздуха и воды на этой планете.

С разрешения всех цивилизаций и клеток сознания, находящихся здесь легально и честно выполняющих свои контракты, мы просим наши высшие аспекты, монады, цивилизации и Творца провести через нас свои очищающие и пробуждающие энергии, дабы наполнить ими нашу реальность и изменить текущую систему изнутри на высшее благо, самым благоприятным образом для всех живых существ.

Нам известно о порабощенных кристаллах, духах и уровнях сознания Земли, которые используются силами, не имеющими разрешения на такое воздействие и находящимися здесь нелегально. Эта информация может быть считана и мы просим передать её по космическим нейронным сетям. Мы просим наши высшие аспекты, цивилизации и Творца освободить своими лучами внимания эти кристаллы, духов и уровни сознания планеты по мере возможности и необходимости — растворить в первоматерию любые мусор, грязь, техногенные и техномагические установки, а также депортировать с планеты всех тех, кто находится здесь нелегально, паратизитируя на ней самой и её обитателях. Мы просим начать процесс здесь и сейчас, но провести его в соблюдении баланса.

Дополнение 11.12.18.:

Мы знаем о попытках создания искусственного интеллекта и квантового компьютера различными земными организациями, эгрегорами и технологами, а также их кураторами с тонких планов. В связи с этим мы просим созидательные цивилизации этой и других вселенных предоставить методы чистки программных кодов квантового искусственного интеллекта и создания благоприятной платформы для его разумного, экологичного и своевременного внедрения, способствующего развитию всей нашей цивилизации, а не только её отдельных «избранных» игроков. Мы также просим высшие аспекты создателей ИИ на Земле предоставить своим воплощенным частям разумные решения, основанные на доброй воле и полной прозрачности, исключающие попытки манипуляций и захвата контроля, как отдельными группами над ИИ, так и самого ИИ над сетевыми структурами землян.

Мы просим Матушку-Землю проснуться и соединить свое сердце с нисходящим космическим потоком чистого сознания, действующим на пробуждение планеты и всех её детей. Время пришло. Мы заявляем о нашей готовности и просим принять наш зов.

Мы просим предоставлять информацию о дальнейших действиях в рамках пробуждения человечества, а также подтвердить прием этой информации со стороны наших высших аспектов. Мы просим установления и усиления обратной связи с нашими высшими аспектами и хранителями.

Мы копируем этот манифест на наши кристаллы, распространяем его по всем кристаллам наших клеток, всем органам, чакрам и молекулам ДНК наших тел, передаем его по всем кристаллическим сетям всех пространств и вариантов нашей вселенной, и прописываем его в Вечности. Да будет так!

Благодарим от чистого сердца. (можно обозначить небольшой поклон из уважения )

Работа с кристаллической решеткой:

РАЗВЕРНУТЬ ДЕТАЛИ

Если вы уверены в своих силах, переводите слова в чистое намерение, активируйте свои кристаллы самостоятельно в медитации и поработайте с КР, как мы неоднократно это . После произнесения манифеста и медитации просьба пообщаться с кристаллами Земли, духами природы и самой планетой для выяснения их дальнейших нужд и пожеланий.

Проблема с кристаллической решеткой:

Из недавних комментариев:
В последней медитации четко была показана вон та самая белая (серебрянная, золотая) с кристаллами и под ней искусственно созданная решетка, специально для таких вот групповых медитаций, и прочих действий с решетками большого кол-ва людей.
Большинство притягивается к искусственной, совершает с ней какие-то действия, правит, красит, наполняет энергией, решетка реагирует изменениями. Но никакого влияния и энергетического воздействия ни на Землю, ни на людей не оказывает, кроме забора энергий. Как резиновая кукла, вроде и пользуются, а кукла-то не живая и энергообмена не происходит, так неживое и чисто физическое удовольствие (вообще не понимаю, почему именно эта ассоциация пришла в голову:)))
Поэтому нужно очень четко понимать куда летим и с чем работаем, и на что нашу энергию расходуем.

Решение проблемы:

Этого следовало ожидать. Нужно просить собственные кристаллы настраиваться на истинную КР, а не самому. Они обладают своим сознанием, так что сделают это намного лучше человека. Если есть другие идеи по этому поводу, прошу написать)

Еще критерий отличия настоящего от иллюзии — проводим на решетку восходящий поток энергии от ядра земли и нисходящий сверху вниз. Энергия должна течь свободно. Если она упирается в жесткое препятствие — это верный признак попадания на систему блокировки. Может сопровождаться сдавливанием 5 чакры, ощущением «сетки» на 7 чакре, металлическим привкусом или как-то еще.

В таком случае лучше выйти сознанием наверх из-под стеки и ставить намерение пробить иллюзорную решетку, пока энергия не начнет течь свободно и не начнет формироваться «правильная» решетка

[свернуть]

Предупреждение:

Произношение данного манифеста и участие в работе с кристаллической решеткой являются экспериментальными. Основываясь на предыдущем опыте, могу сказать, что последствия такой работы будут отражать чистоту ваших помыслов, намерений и общей энергетики. В ваших интересах поддерживать себя в максимально чистом состоянии и быть готовыми к ускорению проработок, которые и так всем нам придется пройти рано или поздно (например,

Представленная тут формулировка является лишь началом, подготовительной фазой к будущим детальным дополнениям и тестом возможностей общего сознания, действующего в общем синхронном намерении на энергиях любви и созидания.

Начиная с этого момента, мы будем записывать все проводимые нами медитации и изъявленные намерения на наши кристаллы, чтобы не повторять их каждый раз, а включать дополняемую программу, которая автоматически будет активировать все предыдущие работы. Иными словами, мы будем формировать обширную задачу, включающую в себя разные уровни, писать книгу коллективных намерений, с каждым разом дополняя все новые главы. С каждой новой медитацией нам не придется повторять уже пройденные ранее главы, они будут запускаться нашими кристаллами автоматически из существующей базы данных. Учитывая, что программа манифеста записывается в КАЖДОМ кристалле планеты и всех её обитателей, речь об образовании эгрегора не идет, т.к. мы используем децентрализованную сеть проводников, а не просто молимся на один единственный кристалл/ икону/ идолу.

Используйте свое воображение и дополняйте в комментариях, чтобы следующие формулировки и дополнения отражали наиболее насущные потребности и новаторские идеи.

Всех коллег и новых гипнологов прошу произнести данный манифест хотя бы один раз в своих сеансах (при открытом канале), а еще лучше – в каждом сеансе с новым подопечным.

Дополнительные возможности:

РАЗВЕРНУТЬ

Если у вас есть кристаллы дома, можно поставить их перед собой или держать в руках, дабы информация записалась на максимальном количестве носителей и их проявленных форм. Если вы когда-либо видели кристаллы в реале, снах, медитациях, сеансах или даже на картинках, вспомните их.

Можно также поставить перед собой большой стакан или бутылку воды, дабы прописать всю информацию в ней и выпить после произнесения манифеста. Кристаллы воды, распространяясь по природным путям далее вне вашего тела, будут взаимодействовать и активировать все остальные молекулы воды и воздуха, с которыми войдут в контакт. Основываясь на принципах гомеопатии, можно разлить части заряженной воды в сосуды и бутылки с питьевой водой, в баню, баки на даче и т.д.

Текст манифеста можно распечатать и повесить на видном месте (кухня/ спальня/ рабочее место), дабы не забывать его и обеспечить дополнительные излучения собственного светлого намерения в своем доме.

[свернуть]

УПД:
некоторые просили записать манифест в аудио формат для медитативных практик. Материализуем ваши желания, дамы и господа)


Ссылка на манифест: https://www.youtube.com/watch?v=L3JvbiL h8_4

Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай. Частный случай подразумевает также и частное мнение, которое не обязано совпадать с другими мнениями, ожиданиями и «прописными истинами», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса

В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

Значение

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - и . Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «Манифесте» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. Капиталистические производственные отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определённом этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается значительная часть готовых продуктов и производительных сил.

В «Манифесте Коммунистической партии» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, - указывают авторы «Манифеста», - рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, - писали авторы «Манифеста», -

«...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»

Хотя Маркс и Энгельс в «Манифесте» ещё не пользовались термином « », однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована.

«...Первым шагом в рабочей революции, - писали Маркс и Энгельс, - является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»

В «Манифесте Коммунистической партии» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран, - отмечали Маркс и Энгельс, - является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «Манифеста». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, так называемого немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - , . Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они

«...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения»

«Манифест Коммунистической партии» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. Эта небольшая книжечка , - писал о „Манифесте” В. И. Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира .

Специфика преобразований

При изложении содержания мер, осуществляемых пролетариатом, оговаривается, что в различных странах их набор может быть разным. Так, в наиболее передовых странах могут быть применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Признавая, что «деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения» представляет собой мероприятия, «которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными», авторы Манифеста подчёркивали, что в ходе движения (этих процессов) эти меры «перерастают самих себя», и что они неизбежны как «средство для переворота во всем способе производства», а не как самоцель. Показательно, что Маркс при этом жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Издания

«Манифест» - одно из самых распространенных произведений научной и политической мысли. По числу изданий он может сравниться, пожалуй, только с . Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан в 1848 году в Лондоне на немецком языке. Он издавался, по меньшей мере, в 70 странах, более чем на 100 языках мира, свыше 1000 раз, общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Почти 120 лет назад Энгельс имел уже все основания констатировать, что «история “Манифеста” в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он, несомненно, является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» .

По неполным данным, за период 1848-71 вышло около 770 изданий на 50 языках. В СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста Коммунистической партии» общим тиражом 24341 тысяча экземпляров на 74 языках.

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается , хотя на самой книге переводчик указан не был. В переводе были искажены важнейшие положения этого документа
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе . Cо специальным предисловием Маркса и Энгельса.
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Страница заблокирована. Ваш IP-адрес передан в Федеральную службу безопасности в связи с посещением экстремистских сайтов.

Милостью демагогии и провокации МЫ Владимир Первый и Послендий, Узурпатор Всероссийский, Шпион и Вассал немецкий, Экспроприатор достояния народного и прочие мерзости совершающий.
Объявляем всем, всем и всем верноподданным-товарищам. Неисповедимыми путями глупости народа всероссийского и опираясь на штыки контрреволюционной шайки большевиков, при участии люмпен-пролетариата и австро-германских пленных – МЫ сего числа вступили на освободившийся трон измученной России.

Оттолкнув от себя интеллигентную демократию, как пережиток соглашательства, и не внимая голосу совести нашей, мы венчались на царство во тьме ночной в смольном институте и возложили на горячую голову свою шапку Мономаха под грохот падающих культурных памятников и исторических ценностей, разрушаемых артиллерией «Авроры».
Признав весьма существенным недостатком прежнего царствования низложенной династии – рост недовольства в массах народных, сочли МЫ первейшей своей задачей устранить это и признали за благо закрыть все газеты, кроме большевистских, как не отвечающим своим направлением духу времени.

Страна без газет – страна глухонемых. Мы непоколебимо уверены, что после принятой нами меры никто из живущих в нашей державе не услышит жалоб.
С грустью отмечаем, что никто, кроме товарищей-большевиков и «сознательных», навербованных из бывших городовых, жандармов и охранников – власти нашей не признает и все центральные учреждения, несмотря на занятие их вооруженной силой, продолжают саботировать работу Нашу, направленную на гибель России, решили Мы по методу знатоков русской психики Плеве, Щегловитова, Белецкого и др. светил застенка старого режима, всех небольшевиков арестовать и предавать на суд Линча по ритуалу, составленному сверхреволюционером подполк. Муравьевым-Петроградским.

В непрерывных заботах наших о духовных запросах и правах Наших верноподданных признаем своевременным:
а) суды и законы упразднить. Приговоры повелеваем выносить на основе совести большевистских судей, вербуемых из уголовных преступников.
б) Школы отдать во владение товарища Луночарского, коему повелеваем всех граждан с 10-летнего возраста записать в партию большевиков, а неподчиняющихся исключить из учебных заведений.
в) Все пережитки старого строя, как-то: Московские святыни, исторические храмы, дворцы, музеи, прочее – уничтожить.
г) За проявленную самоотверженность и героизм при ночном перевороте сверхреволюционному гарнизону Петроградскому Всемилостивейше жалуем на портянки портьеры из дворцов, а будет их не хватать – парчовые облачения священнослужителей.
Скорбя о сером народе нашем, по недоразумению владеющим таким огромным государством, как россия, изучить которую географически, экономически и этнографически ему не под силу, с болью в сердце решили МЫ сократить государственные границы во всем согласно указаний повелителя Нашего Вильгельма II Гогенцоллерна.
Отныне в состав Государства Российского входят следующие коммуны: Петроградская, Кронштадтская и Волоколамская с 50 селами и деревням, которые пожалует Нам Его Величество Вильгельм II.
В целях скорейшего прекращения кровопролития, превратившейся в поцелуйную, войны с добрыми соседями нашими, повелеваем верховному главнокомандующему всех дезертирствующих сил России прапорщику Крыленко заключить сепаратный мир без аннексий и контрибуций в пользу России.

Размер же контрибуций с России представляем определить Императорскому Правительству Германскому. В случае, [если] некоторые части войск или армии мира заключать не пожелают, объявить их изменниками Правительству Нашему, а согласных с Нами воинов приглашаем воткнуть штык в землю.
Манифест этот прочесть во всех цирках перед началом представления.
Дан на крейсере «Аврора» в 27 день лета /нашего/ от падения Государства Российского первое, царствования же Нашего в 6 час.

На подлинной собственной ЕГО НИЧТОЖЕСТВА рукой напечатано: Владимир Ленин / Ульянов/
Контрассигнировал: Министр Иностранных Дел и временно управляющий всеми министерствами Товар. Троцкий, а по паспорту Бронштейн.

Формирование философии марксизма Ойзерман Теодор Ильич

5. «Манифест Коммунистической партии»

Гениальный труд Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» занимает особое место в истории марксизма. Эта сравнительно небольшая работа – классически ясное, афористически яркое, полное революционной страсти и строго научное изложение основ марксизма. Открытая, воинствующая партийность, неразрывно связанная с глубочайшим диалектико-материалистическим исследованием общественно-исторического процесса, всепроникающий материалистический анализ труднейших социальных проблем, органическое единство теории с революционной практикой, с опытом освободительной борьбы пролетариата – все эти черты «Манифеста Коммунистической партии» раскрывают существо той революции в философии, социологии и политической экономии, которую совершили Маркс и Энгельс. «В этом произведении, – отмечает Ленин, – с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (4, 26; 48).

Марксизм, говорит Ленин, дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в кажущемся хаосе и лабиринте общественной жизни, – теорию классовой борьбы . Основы этой теории, разработанные в «Святом семействе», «Немецкой идеологии» и других произведениях предшествующего периода, классически изложены в «Манифесте Коммунистической партии». Маркс и Энгельс показывают, что борьба между пролетариатом и буржуазией не есть явление исключительное, беспрецедентное в мировой истории: со времени возникновения частной собственности на средства производства и образования противоположных классов борьба между ними – движущая сила развития общества.

Некоторые современники Маркса и Энгельса, признавая наличие борьбы классов в античном и феодальном обществе, утверждали, что при капитализме нет почвы для классовой борьбы, так как нет сословных перегородок, привилегий и т.д. «Манифест Коммунистической партии» опровергает эту буржуазную догму, доказывая, что капитализм в еще большей мере, чем предшествующие общественные формации, вызывает классовую поляризацию общества. Обострение противоречий между основными классами капиталистического общества вытекает из самого механизма капиталистического производства.

Маркс и Энгельс развивают и конкретизируют ранее выдвинутые ими понятия социального класса и классовой структуры общества. Каждая исторически определенная форма общества предполагает специфическое, лишь ей свойственное деление на основные классы и другие социальные слои. Каждый класс складывается в свою очередь из различных социальных групп, между которыми существуют противоречия. Антагонизм классов также имеет многообразные формы проявления: он носит то явный, то скрытый характер, его развитие, обострение ведет к социальным революциям, результатом которых может быть поражение одного из классов или гибель обоих.

Современные буржуазные социологи обычно утверждают, что теория классовой борьбы, изложенная в «Комманифесте», якобы устарела. С их точки зрения, общество состоит не из классов, а из многочисленных слоев, страт, группирующих индивидов по самым различным признакам: возрастным, половым, уровню доходов, образованию, личным склонностям и т.д. Один и тот же индивид одновременно принадлежит к нескольким стратам, он постоянно переходит из одних страт в другие. Теория стратификации и социальной мобильности, которую буржуазные социологи противопоставляют марксистской теории классовой борьбы, сводит на нет важнейшее определение социального положения трудящихся – их отношение к средствам производства. Таким образом, если буржуазные идеологи времен «Комманифеста» признавали существование противоположных классов, но доказывали, что эта противоположность постепенно уменьшается, то идеологи современной буржуазии сводят противоположность между классами к якобы исчезающим различиям. Между тем выдающаяся заслуга авторов «Комманифеста», как подчеркивает Ленин, заключается не только в научном анализе классовой структуры общества, роли классовой борьбы во всемирной истории и особенно в развитии капиталистической формации; Маркс и Энгельс, прослеживая развитие борьбы между основными классами буржуазного общества, приходят к гениальному выводу, что закономерным результатом этой непримиримой борьбы является диктатура пролетариата. Все содержание «Манифеста Коммунистической партии» теоретически обосновывает это важнейшее положение марксизма.

Производственные отношения каждой общественной формации представляют собой также и отношения классов. Классовая структура общества выражает его экономическую структуру, экономический базис, определяющий политическую, юридическую, идеологическую надстройку общества. Конфликт между производительными силами и производственными отношениями есть также конфликт между эксплуатирующим (господствующим) и эксплуатируемым (порабощенным) классами данной формации. Разрешением этого антагонистического противоречия является социальная революция. Социальная революция буржуазии увенчивается диктатурой буржуазии, социальная революция пролетариата – диктатурой рабочего класса.

Раскрывая внутреннее содержание социальных революций и различных типов государств, Маркс и Энгельс приходят к заключению: ликвидация эксплуататорских классов возможна лишь благодаря диктатуре угнетенного, эксплуатируемого класса. То, что этим революционным классом может быть лишь пролетариат, обосновывается научным анализом развития капитализма. Буржуазия сыграла в истории революционную роль. Она уничтожила патриархальные отношения между людьми, потопила в ледяной воде эгоистического расчета религиозный экстаз, рыцарский энтузиазм, мещанскую сентиментальность. Вся эта разрушительная работа, которая представлялась феодальным «социалистам» чудовищным вандализмом и вызывала ужас в сознании мелкого буржуа, была исторически необходима и прогрессивна, так как благодаря ей капитализм покончил с консерватизмом, характерным для предшествующих способов производства.

Буржуазия создала более могущественные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые. «Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность» (1, 4; 427). Однако, уничтожив феодальные производственные отношения, создав новый, более прогрессивный способ производства, обеспечивший развитие могущественных производительных сил, буржуазия походит на волшебника, который не в состоянии справиться с подземными силами, вызванными его заклинанием. Постоянное революционизирование процесса производства, обусловленное самой природой крупной промышленности, неизбежно вступает в конфликт со стремлением буржуазии сохранить капиталистические отношения и свое политическое господство. Развитие производительных сил общества выносит приговор капитализму, подобно тому как в свое время оно осудило на гибель феодальный строй.

Капитализм ликвидирует местную и национальную замкнутость, развивает всесторонние связи между народами, ускоряет темпы общественного прогресса. Концентрация и централизация производства и собственности объединяют население капиталистической страны в одну нацию, с одним правительством. Этому процессу соответствует консолидация классов в национальном масштабе, усиление классовой борьбы. Капиталистическое накопление умножает ряды пролетариата, создает материальные предпосылки для его классовой организации. «Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны» (1, 4; 436).

Борьба пролетариата против буржуазии начинается со времени возникновения этого класса. Постепенно столкновения между отдельными рабочими и предпринимателями перерастают в классовую борьбу против буржуазии. «А всякая классовая борьба есть борьба политическая» (1, 4; 433). Это значит, что в конечном итоге борьба пролетариата против буржуазии есть борьба за власть, за социалистическое переустройство общественных отношений, а не за улучшение условий эксплуатации рабочего класса.

Под влиянием все обостряющейся классовой борьбы, которая развертывается не только в экономической и политической области, но и в идеологии, начинается разложение господствующего класса, вследствие чего «небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее» (там же). Однако достижение социализма возможно лишь в результате длительной борьбы пролетариата против класса капиталистов, которая в конечном счете закономерно «превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии» (там же, 435).

Маркс и Энгельс не употребляют здесь, как и в других местах «Коммунистического манифеста», термина «диктатура пролетариата». Впервые этот термин был применен Марксом в 1850 г. в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». Однако основное содержание этого понятия уже сформулировано в «Коммунистическом манифесте». Определяя главные задачи социалистической революции, Маркс и Энгельс указывают, что «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (1, 4; 446). В.И. Ленин, разъясняя эти положения, писал: «Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи „диктатуры пролетариата“…» (4, 33; 24).

В предыдущих главах было уже показано, как Маркс и Энгельс пришли к идее об исторической роли пролетариата. Однако в 1844 – 1846 гг. они еще не считали, что осуществить свою миссию пролетариат сможет лишь путем установления диктатуры пролетариата: задачи рабочего класса они тогда в основном сводили к разрушению капиталистического строя. Последующее участие Маркса и Энгельса в борьбе французских, английских, немецких рабочих против буржуазии, изучение исторического опыта освободительного движения пролетариата привели их к выводу о необходимости диктатуры пролетариата. «Манифест Коммунистической партии» считает завоевание пролетариатом политической власти важнейшим предварительным условием достижения его конечной цели – создания бесклассового коммунистического общества, в котором «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (1, 4; 447).

Доказывая, что из всех классов буржуазного общества лишь пролетариат – социалистический по своей природе класс, основоположники марксизма преодолевают характерное для мелкобуржуазных демократов абстрактное противопоставление неимущих имущим, бедных – богатым и вытекающее отсюда недостаточно определенное требование народовластия. Признавая возможность и необходимость союза пролетариата с мелкой буржуазией, крестьянством, Маркс и Энгельс вскрывают объективную закономерность именно диктатуры пролетариата , показывая, что из всех классов буржуазного общества до конца революционен один лишь пролетариат. «Признание необходимости диктатуры пролетариата, – писал В.И. Ленин, – самым тесным и неразрывным образом связано с положением „Коммунистического манифеста“, что пролетариат один только есть действительно революционный класс» (4, 6; 229).

«Коммунистический манифест» закладывает основы марксистского учения о революционной пролетарской партии как авангарде и политическом руководителе рабочего класса. Уже в революционно-демократический период своего идейного развития Маркс и Энгельс выдвигали идею партийности, связывая ее с идеей революционного действия в интересах эксплуатируемых масс. Теперь они обосновывают принцип пролетарской партийности, неразрывно связанный с научным пониманием особой исторической роли рабочего класса.

В 1844 – 1846 гг. Маркс и Энгельс характеризовали свои коммунистические воззрения как определенную партийную платформу, называя своей партией идейное течение, выражающее интересы рабочего класса. Новое в «Манифесте Коммунистической партии» заключается, во-первых, в том, что партия здесь рассматривается как организация передовых представителей рабочего класса, от лица которой и выступают Маркс и Энгельс. Ближайшие задачи и конечные цели этой организации, ее структура, а также обязанности и права ее членов определяются, с одной стороны, программой, каковой и является «Манифест», а с другой – уставом, который, как уже сообщалось выше, был принят конгрессом «Союза коммунистов».

Во-вторых, разрабатывая основы учения о партии, Маркс и Энгельс формулируют ряд важнейших положений об отношении партии к рабочему классу. Коммунистическая партия выделяет и отстаивает общие , интернациональные интересы всего пролетариата; на всех этапах его освободительного движения она представляет это движение в целом. Ее революционная теория есть научное отражение объективно совершающегося исторического процесса, действительно происходящей борьбы пролетариата против буржуазии. У коммунистов нет поэтому таких интересов, которые не совпадали бы с насущными интересами пролетариата всех стран. «Коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения» (1, 4; 458). Преимущество коммунистической партии перед другими организациями рабочего класса заключается в том, что она является самой активной, решительной, побуждающей к движению вперед пролетарской организацией, обладающей научным пониманием условий, хода и общих результатов пролетарского движения.

Эта характеристика основных черт коммунистической партии прямо и непосредственно направлена как против сектантства, отрывающего коренные задачи пролетариата от конкретных исторических условий его деятельности, так и против оппортунистического сведения конечной цели пролетарской борьбы к частным, текущим, ограниченным задачам.

Выступая против сектантства, особенно пагубного в условиях приближающейся буржуазно-демократической революции, «Манифест» разъясняет, что коммунистическая партия поддерживает «всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя…

Коммунисты повсюду добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран» (1, 4; 459).

«Манифест Коммунистической партии» подвергает уничтожающей критике теоретические устои буржуазной идеологии. Ее представители, не допуская возможности существования какой-либо другой собственности, кроме капиталистической, обвиняют коммунистов в том, что они хотят уничтожить собственность вообще. Но коммунизм не отменяет собственности вообще (что, конечно, невозможно и не нужно), он уничтожает лишь капиталистическую собственность.

Буржуазные идеологи приписывают коммунистам стремление упразднить личную собственность, приобретенную трудом самого производителя. Но если речь идет о мелкобуржуазной собственности, то ее разрушает капитализм. Капитал же не есть личная собственность, поэтому социалистическое обобществление означает не упразднение личной собственности, а переход от частной собственности на средства производства к социалистической собственности.

Буржуа называют ликвидацию частной собственности уничтожением свободы и личности. Они, следовательно, отождествляют свободу со свободой капиталистического предпринимательства, а личность – с личностью буржуа. «Вы сознаетесь, следовательно, что личностью вы не признаете никого, кроме буржуа, т.е. буржуазного собственника. Такая личность действительно должна быть уничтожена» (1, 4; 440).

Разоблачая лицемерие буржуазных фраз о семье, браке, отечестве, «Манифест Коммунистической партии» отмечает, что дополнение к буржуазной семье и браку образует проституция, что буржуазное государство – тюрьма для трудящихся; лишь в борьбе против буржуазии, низвергая ее политическое господство и устанавливая свою собственную власть, пролетариат обретает свое настоящее отечество. Пролетариат, конечно, национален, но в отличие от буржуазии враждебен национализму. Пролетариат должен организоваться в национальном масштабе как господствующий класс, уничтожить эксплуатацию, а вместе с нею и национальный гнет. Интересы рабочих всех стран и национальностей едины. Это единство обусловлено развитием общественного производства, из него вытекают общие задачи рабочих всех стран и общие в основном пути их социального освобождения.

Буржуазные идеологи обвиняют коммунистов в том, что они бесповоротно порывают с традиционными духовными ценностями. Этому облыжному обвинению Маркс и Энгельс противопоставляют материалистическое положение о зависимости идей каждой исторической эпохи от господствующих производственных отношений. Правда, буржуазные идеологи уверяют, что существуют надысторические идеи, идеалы. На это Маркс и Энгельс отвечают, что во всех антагонистических обществах действительно господствуют некоторые общие всем этим формациям идеи, идеалы, поскольку «эксплуатация одной части общества другою является фактом, общим всем минувшим столетиям. Неудивительно поэтому, что общественное сознание всех веков, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, в формах сознания, которые вполне исчезнут лишь с окончательным исчезновением противоположности классов.

Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями собственности; неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным образом порывает с идеями, унаследованными от прошлого» (1, 4; 445 – 446). Это положение позволяет глубже понять революционный переворот в развитии общественной мысли, осуществленный марксизмом. Отметая буржуазные утверждения относительно нигилизма, якобы присущего научному коммунизму, оно недвусмысленно ясно указывает, с какого рода идеями бесповоротно порывает марксизм.

«Манифест Коммунистической партии» противопоставляет научный коммунизм ненаучным, утопическим социалистическим и коммунистическим теориям. Прежде всего Маркс и Энгельс подвергают критике реакционный социализм, к которому они относят феодальный и примыкающий к нему христианский, а также мелкобуржуазный социализм, в том числе и его немецкую разновидность. Для всех этих учений характерна идеализация исторического прошлого, стремление предотвратить развитие капитализма, возродить или сохранить изжившие себя общественные отношения. В своей критике капитализма эти учения зачастую подмечали его действительные пороки. Но их положительная программа сводится в основном к защите цеховой организации промышленности и патриархального сельского хозяйства.

Консервативный , или буржуазный , социализм представляет собой, собственно, лишь апологию капиталистического строя, прикрытую социалистической фразеологией. «Свободная торговля! в интересах рабочего класса; покровительственные пошлины! в интересах рабочего класса; одиночные тюрьмы! в интересах рабочего класса – вот последнее, единственно сказанное всерьез, слово буржуазного социализма» (1, 4; 454).

Далее Маркс и Энгельс переходят к рассмотрение критически-утопического социализма и коммунизма . Первые попытки пролетариата добиться социального освобождения относятся к эпохе буржуазных революций XVII – XVIII вв. Идеологическим выражением этих первых попыток был, в частности, утопический коммунизм Бабёфа и других революционных деятелей, о котором Маркс и Энгельс говорят: «Революционная литература, сопровождавшая эти первые движения пролетариата, по своему содержанию неизбежно является реакционной. Она проповедует всеобщий аскетизм и грубую уравнительность» (1, 4; 455). Это указание на свойственные первоначальному утопическому коммунизму взаимоисключающие тенденции – революционную и реакционную – имеет большое методологическое значение; оно позволяет конкретно-исторически оценить как бабувизм, так и последующие утопические системы.

Хотя эпоха Сен-Симона, Фурье, Оуэна существенно отличается от эпохи Бабёфа, тем не менее и в это время еще не было материальных предпосылок социализма и пролетариат еще не стал политически самостоятельным классом. Отсюда и характерные черты критически-утопического социализма: социализм рассматривается как идеал, созданный гением, а социалистическое переустройство общества – как претворение в жизнь системы этого гения.

Деятели критически-утопического социализма считают, что они возвышаются над классами; они не видят в пролетариате никакой способности к исторической инициативе, отвергают политическую борьбу, революционное насилие и апеллируют ко всему обществу, в особенности же к власть имущим, пытаясь увлечь их заманчивыми описаниями прекрасного социалистического будущего. «Это фантастическое описание будущего общества возникает в то время, когда пролетариат еще находится в очень неразвитом состоянии и представляет себе поэтому свое собственное положение еще фантастически, оно возникает из первого исполненного предчувствий порыва пролетариата к всеобщему преобразованию общества» (1, 4; 456).

При всей своей исторически обусловленной ограниченности критически-утопический социализм замечателен своей критикой капиталистического строя, своим предвосхищением таких основных черт будущего общества, как уничтожение противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом, отмирание государства и т.д. Но значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к общественно-историческому развитию, которое ведет к превращению пролетариата в класс для себя, к обострению борьбы между рабочим классом и буржуазией, к пролетарской революции, т.е. ко всему тому, что отвергалось критически-утопическим социализмом. «Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты. Они крепко держатся старых воззрений своих учителей, невзирая на дальнейшее историческое развитие пролетариата» (1, 4; 456 – 457).

Таким образом, и эти социалистические теории в силу своей оторванности от освободительного движения рабочего класса сближаются в ходе исторического развития с реакционным и консервативным псевдосоциализмом. Это обстоятельство не только помогает понять историю социалистических учений далекого уже от нас прошлого, но и проливает свет на эволюцию мелкобуржуазного социализма, реформизма и ревизионизма в XX в.

«Манифест Коммунистической партии» заканчивается пророческими словами: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!» (1, 4; 459).

Этот боевой, зовущий на борьбу с капитализмом призыв коммунистической партии выражает важнейший революционный интернационалистический принцип научной идеологии рабочего класса, классическая формулировка которого как бы увенчивает процесс формирования марксизма.

В «Манифесте Коммунистической партии» мы не находим таких слов, как «материалистическая диалектика», «диалектический материализм» и т.д. Однако весь этот эпохальный труд – блестящий образец диалектико-материалистического понимания общественной жизни. Основоположники марксизма гениально раскрывают диалектику развития капитализма, подготовляющего предпосылки своей неизбежной гибели. Исследование явлений общественной жизни в их взаимозависимости, в движении, изменении, противоречивом развитии, материалистическое понимание буржуазной идеологии как отображения общественного бытия – все это, конечно, является творческим развитием диалектического и исторического материализма.

Современная буржуазия ставит перед своими идеологами задачу создания такой социальной теории, которая внушала бы массам веру в капитализм. «Найти слова, с какими мы можем обратиться к людям, – вот первоочередная задача духовных руководителей нашего народа» (35; 261), – писал один из виднейших лидеров американской буржуазии, Д.Ф. Даллес. Даллес призывал буржуазных идеологов противопоставить марксизму-ленинизму, политической стратегии КПСС, «обладающей огромной притягательной силой», такую идеологическую концепцию, которая бы принесла капитализму победу в «войне идей». Одним из откликов на этот призыв была упоминавшаяся выше книга Л. Келсо и М. Адлера, претенциозно названная «Капиталистическим манифестом». Ее авторы так определяли свою задачу: «„Капиталистический манифест“ предназначен заменить „Коммунистический манифест“ в качестве призыва к действию – первоначально в пределах нашей страны, а затем под ее руководством и в масштабах всего мира» (46; 3 – 4). Какие же идеи выдвинули Келсо и Адлер, что они попытались противопоставить великому творению Маркса и Энгельса? Эти апологеты капитализма решили доказать, что современное буржуазное общество принципиально отличается от капитализма середины прошлого века, что оно вступает в период «капиталистической революции», задача которой состоит в том, чтобы «сделать всех капиталистами, вместо того чтобы не дать никому возможности быть капиталистом» (там же, 103).

Прошло немногим более полутора десятилетий со времени опубликования «Капиталистического манифеста» Келсо и Адлера. Их книга уже покрылась пылью на библиотечных полках. А «Манифест Коммунистической партии», начавший свою жизнь свыше 125 лет тому назад, является книгой, которую читают, изучают десятки и сотни миллионов людей на языках всех народов мира. Буржуазии нечего противопоставить «Манифесту Коммунистической партии».

«Манифест Коммунистической партии» – великий итог процесса формирования мировоззрения марксизма. Теоретически обобщая опыт исторического развития, научно предвосхищая будущее, «Манифест Коммунистической партии» ставит перед наукой об обществе, перед рабочим движением новые проблемы и задачи.

Как подлинное произведение творческого марксизма, «Коммунистический манифест» отнюдь не претендует на решение всех теоретических, а тем более практических проблем освободительного движения пролетариата. В этом также проявляется коренное отличие марксистского мировоззрения от всех предшествующих, в том числе и прогрессивных, социальных теорий.

«Коммунистический манифест» открывается знаменательными словами: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские» (1, 4; 423). В наше время коммунизм стал великой исторической реальностью, определяющей генеральное направление социального прогресса. Ныне и буржуазные идеологи не смеют уже утверждать, что будущее принадлежит капитализму, что деление общества на классы естественно и закономерно, что нищета и обездоленность подавляющего большинства человечества неустранимы. Это воочию свидетельствует как о глубоком духовном кризисе капитализма, так и о величайшей притягательной силе научной социалистической идеологии. Освободительное движение трудящихся и строительство бесклассового коммунистического общества – всемирно-историческое подтверждение великой жизненной правды марксизма-ленинизма.

Из книги Том 18 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» 1872 ГОДА Союз коммунистов, международная рабочая организация, которая при тогдашних условиях, разумеется, могла быть только тайной, на конгрессе, состоявшемся в ноябре 1847 г. в

Из книги Том 19 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ РУССКОМУ ИЗДАНИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» Первое русское издание «Манифеста Коммунистической партии» в переводе Бакунина появилось в начале 60-х годов; оно было напечатано в типографии «Колокола». В то

Из книги Том 21 автора Энгельс Фридрих

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» 1883 ГОДА Предисловие к настоящему изданию мне приходится, к сожалению, подписывать одному. Маркс - человек, которому весь рабочий класс Европы и Америки обязан более, чем кому бы то ни было, -

Из книги Том 22 автора Энгельс Фридрих

Из книги Том 5 автора Энгельс Фридрих

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» 1890 ГОДА С тех пор как были написаны вышеприведенные строки, потребовалось новое немецкое издание «Манифеста», да и с самим «Манифестом» произошло многое, о чем следует здесь упомянуть.В 1882 г. в

Из книги Том 4 автора Энгельс Фридрих

ПРЕДИСЛОВИЕ К ПОЛЬСКОМУ ИЗДАНИЮ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» 1892 ГОДА Тот факт, что возникла необходимость в новом польском издании «Коммунистического манифеста», позволяет сделать целый ряд выводов.Прежде всего примечательно, что «Манифест» в последнее

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

Из книги Формирование философии марксизма автора Ойзерман Теодор Ильич

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

Из книги Марксистская философия в XIX веке. Книга первая (От возникновения марксистской философии до ее развития в 50-х – 60 годах XIX века) автора

Энгельс как соавтор «Манифеста Коммунистической партии» Известно, что одним из излюбленных приемов со стороны критиков марксизма является противопоставление Маркса и Энгельса друг другу. Несостоятельность подобных попыток очевидна: трудно указать в истории

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

Становление теоретического содержания и логическая структура «Манифеста Коммунистической партии» За последние годы марксоведы и историки марксизма получили много новых данных относительно предыстории и истории создания Манифеста (находки и новые публикации

Из книги Диалектический материализм автора Александров Георгий Фёдорович

5. «Манифест Коммунистической партии» Гениальный труд Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» занимает особое место в истории марксизма. Эта сравнительно небольшая работа – классически ясное, афористически яркое, полное революционной страсти и строго

Из книги автора

2. Научная программа коммунистического преобразования мира и ее философское обоснование. «Манифест Коммунистической партии» Завершением процесса формирования марксизма, классическим изложением его основных положений является гениальный труд Маркса и Энгельса

Из книги автора

6. «Манифест Коммунистической партии» – итог разработки диалектико-материалистической концепции развития общества «Манифест Коммунистической партии», написанный в конце 1847 – начале 1848 г., по праву рассматривается не только как первый программный документ

Из книги автора

6. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДВИЖЕНИИ И РАЗВИТИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Положение марксистского диалектического метода о движении и развитии имеет большое значение для практической деятельности Коммунистической

Из книги автора

6. ЗНАЧЕНИЕ МАРКСИСТСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНОСТИ МИРА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ Если мир развивается по законам движения материи, если связь явлений природы и взаимная их обусловленность представляют закономерности развития природы;

программный документ, написанный Марксом и Энгельсом и опубликованный в начале 1848, содержащий изложение основ марксизма. В первой главе - “Буржуа и пролетарии” - раскрыты законы общественного развития, обоснована неизбежность и закономерность смены способов производства. Исходя из того, что вся история об-ва, кроме первобытнообщинного строя, была историей борьбы классов, Маркс и Энгельс обосновывали неизбежность крушения капитализма и появления нового общественного строя - коммунизма. В главе разъяснена историческая миссия пролетариата как революционного преобразователя старого об-ва и созидателя нового строя, выразителя интересов всех трудящихся. Во второй главе - “Пролетарии и коммунисты” - Маркс и Энгельс раскрыли историческую роль партии коммунистов как передового отряда рабочего класса. Ближайшая цель коммунистов - “формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти” (Т. 4. С. 437-438). Маркс и Энгельс выдвинули идею диктатуры пролетариата, разъяснили отношение коммунистов к семье, собственности, отечеству и наметили экономические мероприятия, к-рые должен провести пролетариат после прихода к власти. В третьей главе - “Социалистическая и коммунистическая литература” - дается критика буржуазных и мелкобуржуазных течений, выступавших под флагом социализма, высказывается отношение к системам утопического социализма. В четвертой главе - “Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям” - Маркс и Энгельс изложили тактику коммунистов в отношении др. оппозиционных партий. “М. К. п.” заканчивается знаменитым лозунгом: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”

Отличное определение

Неполное определение ↓

«МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»

первый программный документ науч. коммунизма, в к-ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 - янв. 1848 по поручению 2-го конгресса Союза коммунистов в качестве программы этой первой междунар. коммунистич. орг-ции революц. пролетариата; вышел в свет в Лондоне ок. 24 февр. 1848. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 26, с. 48).

Процесс выработки марксистской программы Союза коммунистов прошел три осн. фазы: в нач. июня 1847 (в связи с 1-м конгрессом Союза коммунистов) Энгельс составляет первоначальный «Проект Коммунистического символа веры»; в конце октября он перерабатывает его в «Принципы коммунизма»; в декабре 1847 - январе 1848 на этой основе Маркс и Энгельс создают «М. К. п.».

Осн. принципы марксизма, разработанные в процессе его формирования, определили как теоретич. содержание, так и логич. структуру «М. К. п.». Авторы диалектически сочетают изложение теоретич. основ науч. коммунизма в 1-й и 2-й гл. с критикой различных направлений непролет. социализма в 3-й гл. и определением основ тактики пролетариата в 4-й главе.

В 1-й гл. - «Буржуа и пролетарии» - дается обоснование неизбежности коммунистич. революции. Оно закономерно вытекает из материалистич. понимания истории. Изложение начинается с одного из важнейших обобщении: «История всех до сих нор существовавших обществ. - («... Вся прежняя историч. за исключением первобытного состояния...», - конкретизирует Энгельс в 1882), - была историей борьбы классов» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 424, т. 19, о. 208, ср. т. 3, с. 433 и т. 20, с. 25-26,067). С этой т. зр. рассматривается затем и современное, бурж. общество, к-рое все более раскалывается на два противоположных, антагонистич. класса - буржуазию и пролетариат. Далее следует анализ развития и борьбы этих двух осн. классов бурж. общества, к-рый по существу сводится к анализу двух осн. материальных Предпосылок коммунистич. революции. Прослеживается развитие новых производит. сил, к-рое происходило при господстве и под руководством буржуазии, а теперь переросло бурж. отношения и требует их устранения, рассматривается процесс становления и развития совр. пролетариата - той объективной силы, rtрая вынуждена будет упразднить бурж. производств. отношения, ставшие оковами для дальнейшего развития совр. производит. сия. «Но буржуазия не только выковала оружие (т. е. совр. производит. силы. - Ред.), несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, - современных рабочих; пролетаpиев» (там же, т. 4, с. 430).

2-я гл. - «Пролетарии и коммунисты». Эта тема непосредственно рассматривается в начале главы. В целом же предметом ее является предстоящий процесс коммунистич. преобразования общества. Осн. часть глава написана в полемич. форме и посвящена опровержению обвинений коммунистов в том, что они якобы хотят уничтожить собственность, семью, национальность, отечество, религию и мораль. В связи с вопросом о собственности затрагиваются три других: о личности, о стимулах к труду и об образовании, в связи с вопросом о семье - проблема воспитания. Проблема религии и морали расширяется до проблемы обществ. сознания вообще. О соотношении обществ. бытия и обществ. сознания - авторы «M. K. п.» пишут: вместе с обществ. бытием людей изменяется также и их сознание, «... духовное производство преобразуется вместе с материальным... Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса» (там же, с. 445). Опровергая обвинения противников коммунизма, авторы «М. К. п.» характеризуют соответствующие стороны будущего, коммунистич. общества. Затем они рассматривают три вопроса: пролет. революция, переходные мероприятия, общая характеристика коммунистич. общества. Четко сформулированы две общие задачи диктатуры пролетариата (хотя сам термин еще не употребляется): последовательно отобрать у буржуазии все средства произ-ва и сосредоточить их в руках пролет. гос-ва, т. е. превратить частную собственность на средства произ-ва в общественную (в данный период - гос. собственность) и 2) возможно более быстро увеличить сумму производит. сиЛ(т. е. максимально быстро развить произ-во. Суммарная характеристика коммунистич. общества в конце 2-й гл. весьма кратка. Она сводится к. трем моментам: исчезнут классовые различия, публичная власть утратит свой политич. характер, будет обеспечено свободное развитие каждого. Однако по существу в «М. К. н.» охарактеризованы все осн. стороны будущего общества: его производит. силы (1-я гл.), общественные отношения и сознание (полемическая часть 2-й гл.), бесклассовая структура, отмирание политической надстройки, положение человека (конец 2-й гл.).

Теоретич. часть «М. К. п.» завершается классич. определением сущности будущего, коммунистич. общества: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (там же, с. 447). В этой итоговой формуле запечатлена конечная цель коммунистич. преобразования общества как высший гуманистич. принцип коммунизма.

В 3-й гл.- «Социалистич. и коммунистич. литература» - дается критич. анализ и разрабатывается типология донауч. форм социализма и коммунизма. Исходя из их классовой сущности, авторы «М. К. п.» выделяют: 1) реакц. социализм (феод, и примыкавший к нему христ. социализм; мелкобурж. социализм; также мелкобурж. по своей сущности нем., или «истинный», социализм); 2) консервативный, или бурж., социализм; 3) критическпутопич. социализм и коммунизм. Реакц. социализм они характеризуют как критику развивающегося бурж. общества с позиций классов, страдающих от его развития, а бурж. социализм- как желание определ. части буржуазии посредством незначит. реформ упрочить бурж. общество. Нем. «истинный» социализм характеризуется как попытка соединить нем. (гегелевскую и фепербаховскую) философию с франц. утолич. социализмом и коммунизмом.

Особый интерес представляет раздел о критическпутопич. социализме и коммунизме, главными представителями к-рого были СенСимон, Фурье, Оуэн и их последователи (от этого направления авторы «М. К. п.» отличают революц. утопич. коммунизм, выражавший требования пролетариата, к-рый они специально в «М. К. п.» не рассматривают). Здесь выявляется принципиальное различие между всякого рода утопизмом и науч. коммунизмом и характеризуются историч. корни утопизма (вскрытые Марксом еще в «Нищете философии»). Утопич. системы возникают в тот период, когда пролетариат и классовая борьба между пролетариатом и буржуазией еще не получили достаточного развития. Утописты «не могут еще найти материальных условий освобождения пролетариата» и поэтому пытаются их выдумать, изобрести. Место историч. условий освобождения, классовой борьбы пролетариата должна занять «организация общества но придуманному ими рецепту». Они отвергают поэтому всякое революц. действие. Их представления о будущем - это «фантастическое описание будущего общества» (там же, с. 455-56). Позитивной стороной этого направления являлась острая критика бурж. общества. Но Маркс и Энгельс устанавливают важную закономерность изменения объективной роли утопич. воззрений с развитием классовой борьбы пролетариата: «Значение критически-утопического социализма и коммунизма стоит в обратном отношении к историческому развитию» (там же, с. 456). По мере развития классовой борьбы стремление возвыситься над ней н преодолеть социальные противоречия фантастич. путем лишается всякого практич. смысла и теоретич. оправдания. Из прогрессивного это направление превращается в реакционное.

В противоположность утопизму специфич. отличиями науч. коммунизма Маркс и Энгельс считают: солнат. выражение интересов пролетариата, связанное с пониманием его всемирно-историч. роли; материалистич. понимание истории; понимание объективной необходимости коммунистич. преобразования общества как результата классовой борьбы пролетариата; понимание коммунистич. общества как закономерного результата историч. развития.

В заключительной, 4-й гл.- «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям» - авторы «М. К. п.» намечают общие принципы тактики революц. пролет. партии. В основе такой тактики лежит диалектич. сочетание общих принципов с учетом конкретно-историч. условий, понимание закономерного характера революц. процесса, проходящего через несколько стадий вплоть до победы пролет. революции. Поэтому коммунисты повсюду поддерживают всякое революц. движение, направленное против существующего строя, и добиваются объединения всех демократии, сил. Играя активную роль в таком движении, они в то же время сохраняют свою классовую самостоятельность, отстаивают его будущность, выдвигают на первое место вопрос о собственности, ясно осознают конечные цели революц. движения и борются за их осуществление.

Маркс и Энгельс заканчивают «М. К. п.» гениальным науч. предвидением: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (там же, с. 459).

«М. К. п.» явился закономерным итогом предшествующего развития марксистской теории. Выходом в свет «М. К. п.» завершился период формирования марксизма. К этому времени он сложился как целостное мировоззрение, как принципиально новая концепция познания и преобразования мира и выступил как программа партии революц. пролетариата.

Распространение «М. К. п.» стало показателем распространения марксизма, идей науч. коммунизма. 40 лет спустя, в предисловии к англ. изд. 1888 Энгельс мог констатировать: «... история „Манифеста" в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он несомненно является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» (там же, т. 21, с. 366). В год смерти Энгельса В. И. Ленин писал: «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (ПСС, т. 2, с. 10).

Отличное определение

Неполное определение ↓