Бурятия вошла в зону самых безопасных мест россии с точки зрения межэтнической напряженности. Зоны межнациональных конфликтов и напряжений каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им

Из развалившегося СССР Россия – самая полиэтничная страна. Россия похожа на матрешку – деление идет по терр.-нац. принципу. По форме государственного устройства РФ является федеративным государством, в ее состав входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов. Всего 89 субъектов.

В основу государственного устройства изначально были заложены два принципа национально-территориальный и административно-территориальный. Наличие этих принципов порождает определенные противоречия и проблемы в сфере межнациональных отношений. Прежде всего права национально-государственных образований (республик) и административно-территориальных (краев и

областей) существенно различаются в пользу первых. Кроме этого, в самих республиках население делится на представителей "автохтонного" и "аллохтонного" народа. "автохтонное" население чувствуют себя хозяевами в «своей» республике и пользуются преимуществами и привилегиями. Около 30 наций, 60 народностей и 40этн.групп. Всего проживает около 150млн., из них 119русских, татары – 5,5, хохлы – 4,5, белорусы,чуваши – 1,8, башкиры – 1,3, мордва 1,1. Остальное население можно поделить по 4 группам: 900-300тыс, 300-100, 100-10, 10-1.

Вместе с тем в России сложилась своеобразная этнонациональная обстановка. Русские, составляя 82% всего населения страны, сталкиваются со многими проблемами, не свойственными большим по численности народам. Особенно неблагополучно чувствуют себя русские в республиках РФ и в регионах, граничащих с зонами межнациональных конфликтов. В республиках русские, оказавшись в положении "некоренного" населения, "национальных меньшинств", подвергаются дискриминации, унижениям и оскорблениям, считаются людьми "второго сорта". Социальные процессы на северном Кавказе, что особенно остро проявилось в Чечне, направлены в основном на вытеснение русского и русскоязычного населения с мест его проживания. Усиливается система: русский рабочий класс - "кавказское" или "горское" руководство. Из-за этого тысячи русских вынуждены уезжать из республик. Так, только из

Чечни выехало более 150 тыс. русских и представителей русскоязычного населения.

К вопросу о Кавказе. В настоящее время на Северном Кавказе существуют 7 национальных республик - субъектов федерации: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. + Краснодарский, Ставропольский край.

35. Источники и типология этносепаратизма в РФ. Национально-культурная автономия и опыт её реализации в РФ.



РФ – федерация, т.е. у регионов есть довольно много свободы. Империя была жестким унитарным гос-ом, но были и автономные окраины типа Финляндии. СССР формально была федерацией, но на деле унитарной. А конституция современная превратила РФ в ассиметричную федерацию – между субъектами небыло равноправия. РФ зиждется на этно-терр. принципе. В названии регионов присутствует этноним (этнотитульной республики). Сейчас идет тенденция к слиянию субъектов, хотя для этого нужно менять конституцию, где субъектов ровно 89. Однако конст. провозглашала равноправие всех субъектов, но статус их был неравноправным. Началась тенденция к этносепаратизму и созданию плацдарма для отделения. Сама формулировка в 3ей статье конст. по поводу многонац. гос-ва – тому возможность. Тем более, при неравном положении, все субъекты должны были отдавать в бюджет налогов в равной мере. Возникает кризис между центром и субъектами. Причины этносепаратизма: 1) Распад унитарной машины, исчезновение сильного центра; 2) Отсутствие концепции этнорегион. политики; 3) Использ. этн. и регион. фактора в полит. борьбе; 4) Нарушение принципов бюджетного федерализма; 5) Рост этн. самосознания. Дисбаланс душевных доходов достигал 22 раз! Права на самоопределение начали противопоставляться правам человека. Для отделения достаточно провести референдум (как в Канаде во фр. Квебеке, который все не наберет 50%+1). Конфликт с Чечней вообще был на руку всем – Дудаев воевал с коммунистами и этноцентризм был с помощи Ельцина. Кстати, иные регионы наоборот получили много льгот и поддержки, что разозлило территориальные области. Начался конфл. регионов с регионами (вплоть до выставления постов). Это уже не федерация (получ. союз.гос-в, а должно быть союзное государство!). Возможно, планы Солжненицина и Сахарова спасли бы ситуацию. Регионы межэтн. напряженности: 1) Сев. Кавказ (Чечня и Дагестан (раздираемый внутриэтническими конфликтами); 2) Поволжье (Татарстан, Чувашия и Башкирия). 3 Типа конфликов: 1) Терр. споры (осетины-ингуши), т.е. сепаратизм; 2) Сецессионные (Чечня); 3) Статусные (попытка организовать Уральскую республику). Сущ. практика деления людей в республиках на коренных и некоренных. Особняком стоит вопрос такого субэтноса, как Казачество. Одни считают их опорой русской нации, другие – сторонниками сецессии, третьи утверждают, что это руссифицированные горцы сев.кавказа. Также проблему составляют мигранты из СНГ, кот. пытаются вписаться в экономическую структуру РФ, что вызывает недовольство русского населения, его мобилизацию и готовность идти на конфликт. Еще проблема с репатриацией репрессированных народов – к ним также настроены враждебно – у государства не хватило сил провести в действие этот закон 1991г. Сущ. проблема еще, что этнотитульные республики вроде как являются национальностями, хотя, в сути – этносы. Но это дает им возможность выдвигать сецессионные требования. Они притесняют неавтохтонные народы в своих республиках (парадокс Маргентау).



Национально-культурная автономия в Российской Федерации - это форма нацио­нально-культурного самоопределения, представляющая собой об­щественное объединение граждан Российской Федерации, относя­щих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Закон РФ о национально-культурной автономии).

Принципы национально-культурной автономии:

· свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;

· самоорганизация и самоуправление;

· многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии;

· сочетание общественной инициативы с государственной под­держкой;

· уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан раз­личных этнических общностей;

· законность.

В Москве в настоящее время функционирует более 200 зарегистрированных в органах юстиции национально-культурных автономий. Они представляют интересы 36 этнических общностей из 121 этноса, зафиксированных по последней переписи в столице. В Москве созданы и действуют 15 национально-культурных автономий регионального и московского уровня, более 55 национально-культурных автономий окружного значения. В форме национально-культурных автономий реализовали свои интересы среди прочих казахская, польская, сербская, белорусская, латышская диаспоры и не имеющие своей государственности ассирийская и курдская общины. Действуют национальные землячества афганцев, вьетнамцев, китайцев, сирийцев, крымских татар, таджиков. Зато потеряли юридическое лицо общества: абазинской культуры «Аджария», балкарской культуры, «Грузинское землячество», марийской куьтуры «Онар», уйгурское общество, общество эстонской культуры, общество месхетинских турок «Ваган». Вопреки имеющимся в России институциям культурной автономии, центральное российское телевидение вещает только на русском языке.

36. Этнонациональная политика в РФ: СМИ как фактор межэтнических отношений в РФ.

Этнополитика – политика поведения в отношении культ., религ., рас. и др. меньшинств (в определении уже ошибка из-за слова меньшинство). В постсовесткую эпоху Россия вступила с многочисленными этноконфликтами на терр. СНГ, с миграцией русских и беженцев в Россию. Сделана она как матрешка – с нац.-терр. принципом и этнотитульными республиками (еще с СССР пошло). Этнонац. политики у нас уже давно нет! В 80х созд. институт этнонац.политики, в 91. – комитет по нац.этн.вопросам (Тишков). Названия и начальство менялось, пока в 2001г. не было упразднено. В 2004г. появ. соотв. министерство. Т.е. с 91 по 04 политики не было вообще! Черты: некомпетентность, соц.-полит. ангажированность, нежелание и неспособность управлять процессами. Политика носила не прогностический, а пост-наблюдательный хар-р. И вообще, парадигмальная сторона политики устарела. В отличие от этнотитульных респ. и меньшинств., русские вообще не попали под угол зрения! А ведь чисто терр. субъекты – тоже сила. К тому же еще концепция многонац. народа, где мы – не одна нация. СМИ. В 90ые СМИ только и создавала нетерпимость – строила образ этнического врага, миф этнической преступности. Кроме того, выходит масса литературы как латентно-сепаратистской и ксенофобной, так и открыто экстримистской. Что в СМИ самое страшное – ему все доверяют, набираются от него, а само СМИ (бихев.) дает людям модели поведения. Самую последнюю деятельность СМИ я считаю в рамках интегративной, аккультурационной этнокультурной политики! Выходят передачи о разных национальностях и конфессиях (Про Ислам на РТР, про Курбат-Байрам), вместо «Чечены» употребляют слово «террористические банд-формирования» - т.е. конфликты переводят с этнической на социальную платформу. Однако это каналы общенациональные. В прессе все обстоит по другому.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО К БИЛЕТАМ:

32) Патриотизм – любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности граждан государства или членов нации. (греч. patriots – соотечественник + патрис – родина). Любовь к отечеству, преданность ему, стремление служить в его интересах. Патриотизм формировался издревле, как привязанность к родной земле, языку, традициям... В эпоху 1ой мировой Ленин пишет о патриотизме, как о любви великороссов к своему языку, Родине, трудящимся массам, патриотизм не совместим с космополитизмом и нацизмом. В 1974году пишется уже о социалистическом патриотизме в смеси с интернационализмом. Этим и должны были социализироваться юные коммунисты. Интернационализм – идеология и политика, превозглашающая равноправие и общность интересов соц. групп , принадлежащих к разным нациям . (лат. интер – между, натио – народ) – например, международная солидарность рабочих, трудящихся разл. наций и рас. Проявляется в психологии, идеологии и политике. Интернационализм возник при условиях капитализма (в национальных государствах) в ходе освободительной борьбы пролетариата всех стран. Энгельс: «положение всех рабочих одинаково, у них одни интересы и одни враги, почему бы им не объединиться». Интернационализм (пролетарский) ßà национализму (капиталистическому). Вообщем-то интернационализм – важнейшее условие борьбы против военной опасности, консолидации стран. Т.е. интернационализм инструментален! Космополитизм – (греч. космополитес – космополит, гражд. мира) – отказ от нац. традиций и культур, патриотизма, отрицание гос. и нац. суверенитета. Феномен возник во времена кризисов античного полиса и созд. гос-ва А. Македонского. Космополитами были различные философы – киники, стоики. В эпоху феодализма идею космополитизма несла католическая церковь. В эпоху возрождения идеи были направленны против феодальной раздробленности. Сейчас такие идеи (как создание мировой федерации и мирового гос-ва на основе ООН) выдвигаются представителями гуманистического пацифизма.

Беловежское соглашение о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписали руководители России, Украины и Белоруссии

Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук и С. С. Шушкевич

Принципы создания СНГ Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего Советского Союза, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины (всех бывших советских республик кроме трех стран Прибалтики и Грузии) подписли Декларацию о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Сейчас в составе СНГ 12 государств (перечисленные + Грузия)

Республика Беларусь - унитарное многонациональное государство. Самое демократичное кстати, никого не притесняют. 81% белорусов, 11% русских. законодательством Республики Беларусь предусматривается равенство лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, без их разделения по принципу давности проживания. национальные группы активно пополнялись в период СССР за счет высокообразованных мигрантов из других союзных республик. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации прежде всего как согражданства, а не как этнической общности (у нас наоборот). Особый правовой статус имеют граждане России. Государственные языки - белорусский и русский.

РеспубликаКазахстан - В настоящее время этнополитическую ситуацию в Казахстане можно определить как находящуюся в латентном напряженном состоянии . В Конституции Казахстана был достигнут компромисс в вопросе о языке , согласно которому казахский язык получил статус государственного языка, а русский – межэтнического общения.

Сегодня 42% школ в Казахстане - с русским языком обучения, почти 49% школьников учатся на русском языке. 24% студентов высших учебных заведений - русские. Около 80% средств массовой информации Казахстана вещают и пишут на русском языке. В постсоветском Казахстане все чаще стало звучать слово "казахизация". Речь идет в основном о доминировании представителей титульного этноса во властных структурах и о защите их языка и культуры.

1- в последнее время на официальном уровне подчеркивается, что Казахстан является землей казахов.

2- На самом деле казахский язык является основным далеко не во всех сферах казахстанского общества. Русский язык до сих пор доминирует, особенно в городах. Реальная проблема заключается не в вытеснении последнего, а в воздействии языкового фактора на возможности трудоустройства

3- кадровый вопрос . На официальном уровне открыто не афишируется, что казахи должны доминировать в государственных структурах, но сегодня сами они признают, что представителей титульного этноса там большинство.

Представители неказахской части населения чувствуют, что у них меньше прав и возможностей, и именно это ощущение (пусть оно не всегда объективно) может вызвать напряженность, и даже конфликты на этнической почве.

казахи 53,4%

русские 30,0%

Русских в Узбекистане можно считать людьми, имеющими русское этническое происхождение, большинство из которых говорит на русском языке как на родном, но принадлежит, тем не менее, к узбекской нации, понимаемой как политико-территориальная или гражданская нация, как нация для всех граждан независимо от языка и этничности, а не как нация узбеков для узбеков. Если бы у русских в Узбекистане преобладало это самоопределение, то русского “национального меньшинства” вообще не существовало бы. Наверное, существовали бы люди, имеющие русское происхождение и говорящие на русском как на родном языке, но они не претендовали бы на то, чтобы иметь русскую национальность или стать частью русской нации. Но к сожалению, это не преобладающая точка зрения, особенно в отношении политики “национализирующего” государства.

Среди российских регионов наиболее напряженная межэтническая ситуация сложилась в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, республиках Дагестан и Татарстан. Такие данные приводятся в исследовании , проведенном сотрудниками Центра изучения национальных конфликтов и «Клуба Регионов» в период с сентября 2013 по март 2014 года.

По данным экспертов, всего за указанный период в России произошло 570 «этнически мотивированных действий». К данной категории отнесен широкий спектр деяний - от размещения ксенофобного контента в интернете до массовых столкновений с применением оружия и смертельным исходом.

Эксперты констатируют, что общемировой тренд - демографическое давление бедного аграрного юга на индустриальный и более богатый север - проявляется и в России. Глобальная исламизация непосредственно влияет на этнокультурную ситуацию в российских регионах, причем не только мусульманских.

Исследователи выделили следующие факторы межэтнической напряженности: неконтролируемая миграция; социально-экономическая депрессия, приводящая к «поиску виновных» и ксенофобии; отсутствие внятной национальной политики; связанная с предыдущей проблема неосведомленности населения о реальной ситуации и отсутствие культуры межнационального общения; противостояние элит и кланов на фоне высокого уровня коррупции и массовой бедности в ряде национальных республик; низкая ответственность СМИ, зачастую раздувающих конфликты; и, наконец, распространение идей радикального ислама и активность других государств.

Большинство экспертов единогласно выделяют в качестве одного из самых проблемных регионов Дагестан. Кроме него, регионами с очень сложной ситуацией названы Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, а также Калмыкия. «Тлеющий» Северный Кавказ оказывает негативное влияние на близлежащие регионы, в первую очередь на Ставрополье и Ростовскую область. Что касается Поволжья, то его эксперты характеризуют как «самостоятельный очаг напряженности». К «зоне риска» отнесены также несколько регионов Сибири, где дестабилизирующим фактором может стать распространение радикального ислама среди приезжих, и Дальнего Востока, где серьезной проблемой является присутствие мигрантов и сезонных рабочих из Китая.

«Массовые волнения в Пугачеве, Бирюлево и других регионах показали, что одной только пропагандой дружбы народов невозможно преодолеть межнациональную рознь», - указывают авторы исследования с броским названием «Гроздья гнева». «В отсутствие государственной политики «активного вмешательства» идеологический вакуум интенсивно заполняется различными организациями, в том числе исповедующими деструктивные, антисоциальные идеи. Необходимо помнить, что националистические идеи носят во многом абстрактный характер, поэтому одна лишь борьба с организациями не даст желаемого эффекта. Вовлечение молодежи в регионах в общественно полезные проекты становится не благим пожеланием, а жизненно необходимым средством снижения риска спонтанных социальных извержений», - подчеркивают эксперты.

Эксперты прогнозируют, что при сохранении существующих условий (государственная национальная политика, динамика миграции и так далее) межэтническая напряженность в регионах России будет лишь нарастать. При этом во многих регионах межнациональная напряженность носит латентный характер и может превратиться в стихийный протест под влиянием резонансного преступления с участием приезжих.

Для начала приведём немного статистики. Из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Среди них достаточно большие народы Немцев и Поляков. По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3 млн. русскоязычных представителей других народов.

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, питающие центробежные тенденции, а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.

Таблица 1. Показатели, свидетельствующие о межнациональной напряженности, % в городе Петрозаводске

Поскольку основными субъектами национальных отношений выступают этнические группы, то их социальное самочувствие, оценки и свидетельства имели для нашего анализа, опирающегося на материалы, полученные в мае 1992 г. в ходе социологического исследования, решающее значение.

Прежде всего, обращает на себя внимание тревожное в целом восприятие массовым сознание в регионах сложившейся здесь обстановки. Считает, что ее характеризует определенная напряженность в межнациональных отношениях: в Москве - 34% опрошенных, Уфе - 30%, Оренбурге - 19%, Петрозаводске - 14%. При этом в Москве отметили реальную возможность конфликтов 17%.

Как же представляют себе респонденты причины такого положения? Чаще всего в числе первостепенных называют ухудшение экономической ситуации (приводим средние показатели) - 71% (Петрозаводск), ошибки в национальной политике, допущенные в тот или иной период истории страны - 26% (Петрозаводск), неумение местных властей решать возникающие в регионе проблемы - 34,5% (Петрозаводск). Данные опросов позволяют утверждать, что сама иерархия оценок причин осложнения контактов между людьми различных национальностей во многом зависит от национальной принадлежности респондентов. Причем там, где оно явно выражено, различия сказываются сильнее. Так, в Петрозаводске, отличающемся относительной устойчивостью межнациональных отношений, несовпадение мнений у представителей коренных и не коренных наций не значительно.

Надо учесть и то, что каждая из территориальных исторически сложившихся общностей обладает особым региональным самосознанием. Это порой находит свое отражение в практике противопоставления себя другим регионам и народам (мы - уральцы, мы - сибиряки), местном патриотизме и предпочтениях (своеобразным импульсом которых явились попытки реализации в 80-е годы идеи регионального хозрасчета).

В региональном сознании есть уровни меньшей общности - скажем, сознание этнических групп. Взаимодействие, “взаимоналожение” этих двух уровней требуют своего изучения, ибо в процессе сосуществования разных этносов в рамках замкнутого пространства могут возникать поползновения со стороны одного доминировать над другими. В настоящее время сие нередко проявляется в претензиях так называемых титульных (коренных) наций. Стоит ли говорить, что это ведет к болезненному обострению взаимоотношений сограждан и даже вражде.

Под влиянием постоянного неудовлетворения собственным национальным статусом у значительной части общества сформировалась установка на активные действия в конфликтной ситуации на стороне своей национальной группы (табл.3). В Москве 70% опрошенных заявили об этом, и лишь 18% напрочь отвергли от себя такую возможность.

Столь высокая готовность горожан участвовать в подобного рода разборках не может не вызвать озабоченности хотя бы потому, что ставка на силу как метод решения назревших проблем становится все заметнее.

Таблица 3. Готовность участия в конфликтах, %

Нерусские

Петрозаводск

Оренбург

Разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации в южных оконечностях нашего Отечества создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь. Ощущение нестабильности социального климата повышает тревожность массового сознания, делает население восприимчивым к разного вида `фобиям" , страху за завтрашний день, порождает стремление избавиться от `чужих" или во всяком случае ограничить их права в надежде обеспечить себе безопасность и благополучие.

Существуют ли все-таки сегодня объективные предпосылки для того, чтобы не допустить эскалации этнических конфликтов? Анализ материалов дает веский повод утверждать. Что они вполне реальны. Опрошенные в регионах люди из различных социально - профессиональных групп связывают нормализацию национальных отношений с выполнением Федеративного Договора. Иными словами, претворением в действительность нового конституционного принципа сожительства субъектов Российской Федерации, основанного на учете общих интересов, отказе от пересмотра границ, от претензий населяющих ее народов, не исключая и русского, на развитие собственной государственности, рассматриваемое многими как доведение требования национального самоопределения до абсурда. (Заметим, однако, что среди лиц, представляющих титульные нации, была выявлена определенная популярность концепции: Одна нация - одно государство Уместно вспомнить высказывание выдающегося русского социолога Питирима Сорокина в связи с получившим в свое время известное распространение тезисом о национальном принципе в качестве критерия для будущего переустройства европейской карты. Подчеркивая его утопичность и негуманность (`мелкие национальности будут принесены в жертву крупным"), он обосновал вывод о том, что спасение несет ненациональный принцип, а Федерация государств, сверхгосударственная организация всей Европы на почве равенства входящих в нее личностей, поскольку же они образуют сходную группу, то и народов. Очевидно, выход в том, чтобы права человека были приоритетными при решении всех проблем национально - государственного устройства. И от равенства прав личности надобно идти к равенству прав наций.).

По мнению львиной доли респондентов национальные проблемы следует решать в рамках культурно - национальных автономий. Против выхода республики (края, области) из состава России выступают от 60% до 80% в разных группах населения. Примерно столько же отрицательно относятся к изменению федеральных рубежей административно - территориального деления.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:

  • - Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм “протестного реагирования” в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.
  • - Явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма (избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).
  • - Программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.
  • - Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.
  • - Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой. Убедительный пример консолидированного региона являет собой ассоциация `Cибирское соглашение", объединившая 19 сибирских областей и национальные центры от Тюмени до Читы. На этой необозримой земле проживает свыше 16 млн. человек, она располагает богатейшими природными ресурсами, здесь имеются развитая промышленность и множество научных учреждений.

Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в предупреждении межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связей с социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными.

Неналежне виконання обов’язків щодо охорони життя та здоров’я дітей (ст. 137 КК).

СТ 137

У цьому злочинібезпосереднім об’єктом такожє суспільні відносини, що покликані охороняти здоров’я та життя особи. На кваліфікацію вчиненого діяння впливає його потерпілий , яким виступає дитина (неповнолітній), тобто особа, яка не досягла 18-річного віку.

Об’єктивна сторона злочину(ч. 1 ст. 137 КК) включає такі її ознаки: 1) діяння невиконання або неналежне виконання особою своїх професійних чи службових обов’язків щодо охорони життя та здоров’я неповнолітніх ; 2) наслідки у вигляді спричинення істотної шкоди здоров’ю потерпілого ; 3) причиновий зв’язок між діянням і наслідками.

Злочин є закінченим з моменту з спричинення істотної шкоди здоров’ю потерпілого.

Суб’єкт – спеціальний (особа, на яку покладено професійні чи службові обов’язки щодо охорони життя та здоров’я неповнолітніх).

Суб’єктивна сторона злочину характеризується необережною формою вини.

Кваліфікуючими ознаками злочину (ч. 2 ст. 137 КК) є спричинення діянням смерті неповнолітньому або інших тяжких наслідків. Сама смерть неповнолітнього може настати через дії інших осіб (наприклад, в результаті бійки з однокласником або недбалих дій будівельників, біля місця роботи яких гралася дитина, поведінку якої мав контролювати вихователь), так і через нещасний випадок (наприклад, утоплення чи падіння з висоти) або самогубство. До інших тяжких наслідків слід віднести заподіяння потерпілому тяжкого чи середньої тяжкості тілесного ушкодження, зникнення його безвісті тощо.

План ответа:

1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов .

2. Урал и Поволжье: фоновая напряженность и латентная конфликтогенность в Татарстане и Башкортостане.

3. Сибирь: латентная конфликтогенность в Тыве, Саха (Якутия), Бурятии.

4. Российский Дальний Восток: проблема китайской и корейской иммиграции.

1. Северный Кавказ: фоновая напряженность и латентная конфликтность в Дагестане, сецессионный конфликт в Чеченской республике, осетино-ингушский конфликт, конфликт в Карачаево-Черкессии, проблема интеграции адыгов.

Наиболее сложной зоной, где происходили и по сей день продолжаются военные действия, является Северный Кавказ. Особенностью этого региона является чрезвычайно сложное социально-экономическое положение.

Можно выделить следующие причины конфликтности:

Большое число беженцев в Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии приводит к росту безработицы, социальной напряженности, преступности.



Социальные противоречия в северокавказских республиках ощущаются с 70-х годов. К 1989 г. в Северной Осетии доля специалистов с высшим образованием среди осетин и русских практически сравнялась (см. причины конфликтов). Подготовленные специалисты далеко не всегда могли найти себе работу по специальности.

В этих условиях стремление национальных элит реально прийти к власти на волне распадающегося СССР стало фактором этнополитической напряженности. Однако поскольку речь идет о полиэтничном районе (существуют республики с двумя титульными народами, в Дагестане нет титульной нации), противоречия возникали не только с русским этносом, но и между кавказскими народами.

Осложняют ситуацию в регионе и следы депортаций , стремление этносов восстановить свою государственность, автономию. Искалеченное прошлое рождает фрустрацию значительных групп людей.

Кроме того, межнациональные трения используются рядом руководителей республик для удержания власти . Элиты имеют большое влияние на население, так как опираются на традиционные институты и представления, а также невысокую политическую культуру населения.